Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Анастасия Строкина: «Книгам, выпускаемым «за свой счёт» — особенно детским – я как-то не особо доверяю…»

Сегодня в гостях у нашего литературного портала Анастасия Строкина, популярная детская писательница, дипломант премии Владислава Крапивина в 2014 году за повесть «Кит плывёт на Север»

— Анастасия, если можно, что вы читали в детстве и юности? На каких книгах «росли»? Кого любили из писателей, литературных героев? Насколько была почитаема литература в вашем доме?  
— Мы жили за Полярным кругом, в закрытом военном городке. Какой-то большой (да даже и небольшой) детской библиотеки – я говорю про домашнюю – не было. Из далёкого далека отец, помню, привёз волшебные сказки В. Гауфа. Вот они и стали любимыми. Потом, правда, появился «Волшебник Изумрудного города», и коридор превратился в дорогу из жёлтого кирпича. А дальше уже разные книжки полетели ко мне из разных концов страны, но по-прежнему больше всего люблю волшебные сказки, с их чудачеством, их такой реальной невероятностью и мудростью.
— Как началась ваша литературная биография?
— Слава Богу, я не помню начала. И вообще не мыслю подобными категориями.
— Трудно ли писать для детей?
— Для детей писать – скорее радостно. Есть, конечно, своя специфика, относящаяся к языку, стилю, композиции. Но это «кухня». Об этом не принято говорить. А если в целом, то это огромная радость и прежде всего – для писателя, которому детская книга даёт возможность почувствовать себя свободнее, что ли, проще.
— Надо ли оберегать детей от правды жизни, от несчастливого конца? Надо ли с ними «нянчиться» через книгу? Или же как-то по-другому проявлять к ним внимание и понимание?
— Вы же сами ответили уже в этом вопросе. Конечно, понимание, уважение и доверие – прежде всего. И именно во взаимном доверии рождается диалог о самых сложных, а порой и страшных вещах.
— Грустный конец – насколько это уместно в детской литературе?  
— Уместно ровно настолько, насколько уместно. Иными словами, если это сделано талантливо, правдиво и оправданно, то почему нет? Хотя я принадлежу к большинству, пожалуй, любителей счастливых концовок.
— Кто из детских писателей вам наиболее симпатичен? И какие книги каких авторов вы бы выбрали для своих детей?
— Обязательно – про Нильса и диких гусей. Длинная сказка, но она остаётся на всю жизнь примером дружбы, терпения и понимания. Не обойдётся без сказок Оскара Уйальда, скандинавских авторов и, конечно, сказок народов мира. Детям постарше, на самом деле, неплохо подобрана школьная программа. Если хоть часть её получится осилить – уже хорошо. Из того, что станет потом незабвенным и «сокровенным» — Булгаков, Платонов, Бунин, Брэдбери.  Сужу по себе, но, уверена, я такая не одна.
— Пожалуйста, расскажите про «Кита»! Как родилась идея этой повести? Когда начали её писать, думали ли вы, что её ждёт успех?
— По большому счёту, Кит уже уплыл от меня, и теперь он сам по себе. Я могу только пожелать ему удачи и искренне порадоваться, если эта книжка кому-то принесёт радостный час-другой. Идея пришла сама собой, хотя, конечно, есть несомненная связь с моим интересом к разным далёким уголкам и народам. А мысли про успех… признаться, нет, не было. Хотя иногда они могут, наверное, стать своеобразным «двигателем» процесса. Главное, чтобы они не превратились в мотивацию. Но тут нет ни правил, ни рецептов.
— Что вы думаете про литературную классическую прозу? Насколько она нужна детям, и с какого возраста их надо с ней знакомить?
— Полагаю, это всё равно, что спросить у гусеницы, что она думает о дереве…  Классика на то и классика, чтобы думать не про неё, а над ней. И возвращаться через время – с новым зрением. Но всему свой возраст. Есть прекрасная проза, написанная для детей – с неё и надо начинать. Не стоит перекладывать на книгу ответственность за взросление. У каждого свой опыт, и каждый должен его получить в полной мере. Книга, особенно детская книга, — это скорее приключение – не важно, какое: фантастическое, реальное, духовное…
— Как литератор, что вы думаете по поводу сохранения чистоты и правильности русского языка? Как вам «нравится» тотальный обвал грамотности среди молодёжи (и не только)? С этим можно что-то сделать?
— Скажу банальные вещи: язык – живой организм. Он постоянно меняется, приспосабливаясь под нужды и условия времени. Сохранять его чистоту – занятие во многом бесполезное. Он сам себя очистит, избавится от хлама. Другое дело, что совершенно очевидно сейчас страдает представление о богатстве языка, многие слова перестают быть знакомыми и родными современным детям. Полагаю, книги о русском языке – ни в коем случае не написанные в виде учебников, а скорее популяризаторские, так сказать, живое о живом, могли бы стать очень актуальными сегодня.
— Легко ли нынче издаваться? Да и надо ли, если есть такая замечательная вещь, как интернет?
— Выпустить книгу в хорошем издательстве всегда было не просто. А книгам, выпускаемым «за свой счёт» — особенно детским – я как-то не особо доверяю. Может, это и предубеждение, но тут уж простите. Интернет, конечно, перетягивает одеяло на себя во многом, и это процесс неизбежный.  Однако бумажный формат детской книги, думаю, пока неприкосновенен. Ребёнку нужно осязать, обонять книгу, чтобы можно было сказать: да, я прочитал её, я УЗНАЛ её.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

1 коментарий

  1. Нелли Ответить

    Лицемерие насчет Платонова, его и взрослый не осилит.
    Заезженная либеральная пластинка: — ах Платонов, ах Бунин, ах Булгаков, а в действительности то короли ваши голые. Считается хорошим тоном всех их любить, нам родители читали огромное количество книг. У меня старший сын научился читать в 5 лет, младший наизусть шпарил стихи в 3 года и мы знакомых разыгрывали так — он по книжке в 3 года пальчиком водит и делает вид что читает!
    И свои предпочтения помню, и своих детей — сказки Пушкина любили, а ещё Незнайку на луне, хоть 10 раз перечитывай. А уж — одеяло убежало улетела простыня…
    Так что не надо умничать и притворяться, а уж тем более советовать детям про тёмные аллеи…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика