Русские и немцы в рассказах Елены Модель
Писательница-эмигрантка Елена Модель презентовала в Москве свой сборник рассказов и повестей «Благодетельница». По отзывам критиков, проза Модель — это классические истории «маленького человека», написанные, как признаётся сама писательница, «с любовью» к своим героям. «Всё это она видела живьём, — убеждён поэт и литературный критик Григорий Певцов. — В её письме нет фальши, нет какой-то фикции, камуфляжа. Очень точный, образный и поэтичный язык: очень хлёсткий, но одновременно деликатный»
По словам Елены Модель, писать она хотела всю жизнь, но «никогда ничего не получалось». И вот, ещё в советское время выйдя замуж за немца и уехав в благополучную Германию, как она считает, сработал механизм оторванности от привычной среды обитания и открылся дар писательства. «Нельзя научить быть талантливым, — рассуждает автор «Благодетельницы». — Но если у человека есть хоть крупица таланта, его можно научить этим пользоваться. Я долгое время вообще не понимала, что такое сюжет. Я могла писать страницы длинного текста, не понимая, как облечь их в какую-то форму». Озарение снизошло в 35 лет: Елена прочитала известный роман какого-то американского автора — текст был очень просто написан. «И, вдруг, я понимаю, как составляются сюжеты: как можно наполнить какую-то ситуацию содержанием, — вспоминает прозаик. — Я села и написала свой первый рассказ, который позже назвала «Лужа и господин». Вот он включён в эту книжку, он первый в этой книге. И, мне кажется, что он один из лучших в этой книжке».
В сборник также вошли и рассказы о «взаимодействии немцев и русских», а все остальные истории — о том, «что я оставила здесь, в России». Несмотря на то, что Модель прожила в Штутгарте без малого 30 лет, она по-прежнему душой в России и ей близки проблемы соотечественников, хотя ей всё труднее оставаться «в тренде».
Следующая глобальная тема писательской работы — тема эмиграции. Пока Модель не готова представить публике своё видение того, что переживают русские люди, уехавшие жить в Германию. Хотя поклонники её творчества и литературная общественность давно ждут этих откровений. «Эмиграция — очень странная среда вообще. Я написала несколько вещей, которые никому не хочу показывать, — говорит писатель. — Может быть в какой-то момент произойдёт то же самое, что произойдёт с сюжетом. Я как-нибудь пойму, как мне за эту тему взяться».
В свою очередь литературный критик Григорий Певцов уверен — Елена Модель ещё удивит читателей. Ведь её произведения не оставляют равнодушными. «У Елены такая особенность. У неё такой телеграфно-точный выразительный стиль, который может показаться с первого взгляда жестковатым. Но своей такой правдивостью, обнажённостью, нервом вызывает такое короткое замыкание, и сразу человек начинает выбирать ту или иную позицию, какую-то ситуацию, которая там даётся. И, действительно, начинаешь понимать какую-то глубинную психологическую суть…»
Сергей МИЗЕРКИН