«ЙОРШ. Уже не тот» — взгляд журналиста с душой панка
Известный российский журналист и музыкальный критик Денис Ступников, ставший автором серии книжных биографий рок-групп, всегда покоряет читателя нетривиальным ракурсом подачи освещаемых тем и способностью открыть неожиданные глубины в тех слоях песенного творчества, где их трудно обнаружить другим критикам. Он умеет выявлять альтернативные смыслы там, где их меньше всего ожидаешь найти. На днях Ступников порадовал читателей яркой печатной новинкой – авторизованной биографией группы «ЙОРШ», которая наверняка увлечёт поклонников альтернативного рока.
Замечу, что мой опыт общения с Денисом Ступниковым побуждает видеть в нём не только талантливого летописца русского рока и искромётного рассказчика, но и оригинального современного философа, тяготеющего к осмыслению противоречивой лирики через призму христианского мироощущения. Помимо прочего, наш автор – кандидат филологических наук, защитивший диссертацию по московской рок-поэзии. Но вот чего начисто чужд Денис – так это унылой сухой учёности при оценке творчества музыкантов. Зато искренности, озорной непринужденности – у него в достатке.
В творчестве и натуре Ступникова органично переплетены свойства вдохновенного задумчивого мыслителя и весёлого балагура; «мудреца-профессора» и «дерзкого подростка». Каким-то непостижимым образом наш рок-журналист подружил в своем внутреннем мире эти контрастные образы.
Обложку новой книги Дениса, оформленной в столь эксцентричном стиле, трудно не заметить. И даже если вы не фанат альтернативного рока, вам всё же наверняка будет любопытно узнать, как музыканты «андеграундной команды нулевых» попали в книгу, и почему же «ЙОРШ» — уже не тот.
Нам удалось побеседовать с Денисом Ступниковым за день до презентации его книги, состоявшейся в ТРЦ «Европейский». Разговор получился очень живым и содержательным:
— Денис, за Вами давно закрепился имидж самобытного рок-журналиста, оригинально и детально освещающего события музыкальной жизни страны на самых популярных информационных ресурсах. Помимо этого, Вы — автор серии книг о рок-группах. Сколько всего их Вами выпущено?
— Это смотря откуда считать (улыбается). Первая моя полноценная книга про питерскую готическую группу Otto Dix «Первая декада», инициированная самими музыкантами, вышла в 2014 году к 10-летнему юбилею группы. Но практически одновременно с ней в магазинах появился сборник статей «Поколение Егора» — первая посмертная книга о Егоре Летове! Ее составил блестящий интеллектуал — лидер группы «Эшелон» Дмитрий Черный, чья команда играла свой самый первый концерт как раз перед «Гражданской Обороной» в кинотеатре «Улан-Батор» 1 декабря 2001 года. Помимо прочих, в «Поколении Егора» были и мои статьи. Несмотря на не самые позитивные отзывы критиков, издание практически сразу стало библиографической редкостью. Ну а «ЙОРШ. Уже не тот» — моя пятая книга, если учитывать только мои «сольные проекты» и шестая — с «Поколением Егора», которая прочно закрепилась в моих биографических справках, распространенных в интернете. Были также книги про группы «Северный Флот», «Ария» и «Сектор Газа».
— Почему на этот раз — именно Йорш?.. Долго ли рождалась эта книга, и где у Вас в ней «запрятана» главная изюминка темы? На какую аудиторию в первую очередь ориентирована Ваша новинка?
— Я — панк до мозга костей. Всегда интересовался всеми музыкальными явлениями, хоть как-то связанными с этим жанром. Конечно, мимо альбомов группы «ЙОРШ» как яркой представительнице современного отечественного панк-рока тоже пройти не мог. Тут, по идее, должна последовать история, как мильно меня вдохновило услышанное, но не тут-то было. Мы же панки — ломаем каноны (смеется). В общем, я послушал два диска «ЙОРШ», дружелюбно их отрецензировал, но не более того. Поначалу парни мне показались большими профи, но, что называется, «одними из». В декабре прошлого года мне передали предложение от издательства «АСТ» сделать книгу о группе «ЙОРШ». Поскольку озвучено оно было через пресс-атташе этого коллектива Машу Карпушеву — на мой взгляд, одну из лучших российских пиарщиц, которую я знал по массе других достойных проектов, я знал, что ерундой она заниматься точно не будет, и раздумывал меньше секунды (улыбается). Доверился — и не ошибся. Книга рождалась в рекордно быстрые сроки: пара месяцев на сбор информации и месяц-полтора на написание. Такие уж рамки мне поставило издательство — тут уж ничего не поделаешь… Изюминка заложена в самом подзаголовке книги — «Уже не тот». Мы знаем, что этим мемом очень любят бичевать успешных творческих людей «диванные критики», прикрывая им, как фиговым листком, свою собственную несостоятельность. Но мне было важнее провести с помощью этого нехитрого словосочетания некий эксперимент со временем. Если я вас заинтриговал, то ищите ответ непосредственно в книге (смеется). Раскусите этот орешек — все поймете и про аудиторию.
— Чем близко Вам творчество этого музыкального коллектива? Вы давно знакомы с этими музыкантами?
— Заочно знаю музыкантов лет восемь, ибо регулярно слышал их на различных фестивалях, упоминал в репортажах (о рецензиях на диски уже сказал выше). Личное же знакомство состоялось в декабре 2021 года во время первого интервью для книги. Я был покорен их кругозором и общительностью. Если совсем упрощенно вкратце (иначе ответ займет всю газету), то «ЙОРШ» очень внушительно и «жирно» звучит, при этом за стеной звука всегда прослеживается яркое мелодическое начало и неглупые остросоциальные тексты. Да, я панк, но грамотно выстроенный металлизированный звук — это для меня — всё. К счастью, у группы есть незаменимый человек — гитарист Андрей Букало, который умеет достойно и тяжело аранжировать эти песни. Ничуть не умаляю роли остальных участников «ЙОРШ». Все молодцы и коллегиально включены в процесс создания материала.
— Ваши книги — это истории рокеров из первых уст. Живой слог, простое, житейски непосредственное звучание фраз, прямое и весьма откровенное изложение событий. За этой внешней простотой — сложная динамика творческих судеб. Трудно ли было «разговорить» музыкантов?
— Совсем нетрудно. Живое общение с братьями по разуму мне всегда в радость. Как я уже сказал, участники «ЙОРШ» — весьма простые, открытые и общительные люди, которые охотно и развернуто доносят свою точку зрения до масс. Первоначально мне даже казалось, что все у нас складывается слишком уж гладко: нет каких-то сучков и американских горок, необходимых для создания в повествовании должной степени драматизма. Но потом в силу определенных обстоятельств лидер группы Дима Сокол (Соколов) как-то приехал на интервью в растрепанных чувствах и поведал мне много такого, от чего у нас обоих слезы непроизвольно наворачивались на глаза. Очень надеюсь на то, что именно эти моменты читатели выделят и смогут оценить по достоинству. Ибо не каждый день перед тобой выворачивают душу. Хотя я, по этическим соображениям, и несколько дозировал его откровения.
— Панк-рок как жанр и как философия: какую характеристику Вы дадите этому музыкальному движению?
— «Панк — это дерзость и молодость мира», — как поют ярчайшие представители данного направления — группа «F.P.G.». Это — постоянная ломка канонов и разрыв шаблонов, прыжки выше своей головы, преодоление косности и путь к очевидности, лежащей за гранью видимого мира. Один из главных тезисов панка — чем ниже ты упадешь, тем выше поднимешься. Это отнюдь не о свинском валянии в грязи, а напрямую коррелирует со словами Христа «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25). Или: «Будут последнии перви, и первии последни» (Мф. 20:16, 19:30; Мк. 10:31; Лк. 13:30). Недаром Дима Сокол из группы «ЙОРШ» на полном серьезе называет Спасителя одним из первых панков. Панк — это цельное мировоззрение, которое шире любого музыкального движения. Можно быть подлинным панком, не взяв ни одного «грязного» аккорда. И, наоборот, можно пролететь мимо панка, как фанера над Кремлем, всю жизнь играя в группе а ля Sex Pistols!
— Денис, ну Вы как всегда — поразили глубиной ассоциаций! А вот как думаете, с позиции кандидата филологических наук и поэта: что в большей мере определяет успех той или иной песни — музыка или текст?
— Думаю, будущее за синергией, и это касается далеко не только песенного творчества (улыбается). Долгие годы текст был в русском роке первичным, что далеко не всегда шло явлению на пользу. Поэтому большинство героев моих книг нередко шли при создании песен от музыки, хотя и все эти авторы — самобытные поэты. Все должно быть строго сбалансировано, хотя всякие исключения и даже аномалии бывают при этом не менее примечательными.
— Какие-то курьезы или позитивные неожиданности при создании книги о группе «ЙОРШ» были?
— В силу указанного выше цейтнота все пролетело так быстро, что никакой роскоши в виде курьезов мы себе позволить просто не могли (смеется). Но вспоминается почему-то наше последнее с группой интервью, которое состоялось на ее секретном (!) выступлении. Причины такой конспирации мы раскрывать не будем, иначе — какой был смысл шифроваться? Но именно на этом концерте удалось пообщаться с бывшим гитаристом группы Михаилом Захаровым, а также большим другом «ЙОРШей» Владимиром Гавриловым, который одно время выступал с группой в качестве… кенгуру!
— Денис, на ваш взгляд, каковы перспективы русского рока?
— Не секрет, что такие противоречивые и генетически родственные явления искусства, как Серебряный век и Русский рок рождались и расцветали на изломе эпох. Именно поэтому, когда 15-20 лет назад в России царило относительное благоденствие, рок, казалось, начал входить в эпоху стагнации. Сейчас, оказавшись в ситуации общественно-политического кризиса, мы, напротив, вплотную подошли к грядущему возрождению русского рока. Я чувствую, что оно вот-вот случится. Но для этого русскому року необходимо выработать свой Большой Стиль — это первоочередная задача для всех его представителей.
Беседу вела Елена МОРОЗ.
Фото из личного архива Дениса СТУПНИКОВА.