Сергей Георг Сретенский: «Поэт без гражданской позиции — не поэт, не художник, а изготовитель стихов»
«Поэтический космос Сергея Сретенского – это парадоксальность, энергия и живое дыхание бытия, это соединение земного мира с вечным и идеальным, бытовых примет с полётом фантазии. Его мир и непредсказуемо разнообразен, и отчётливо узнаваем, а герой — наш современник, жадный до впечатлений, едва успевающий фиксировать на бумаге строки «вечного диктанта», — сказала когда-то о Сретенском незабвенная Белла Ахмадулина. Сегодня в гостях у нашего литературного портала он собственной персоной – уральский поэт Сергей Георг Сретенский.
— Расскажите немного о себе. Где вы выросли? Когда полюбили литературу? Вспомните про ваш первый поэтический опыт…
— Родился я в сибирском городе Юрга Кемеровской области в 1952 году и, когда мне было 2 года, переехал на Урал, в Свердловск, где и проживаю по сей день. Уезжал работать в Заплярье и полюбил Заполярье всем сердцем. А литературу любил всегда. Мой первый поэтический опыт — в 21 год — одна басня. Второй, когда влюбился в 27 лет и написал 8 стихов и 2 поэмы. Но серьёзно начал заниматься поэзией перед Новым, 2012-м, годом. Кстати, я могу не писать, но не имею права не писать.
— Ваше творчество проникнуто любовью и каким-то высшим пониманием природы. Скажите, вы не считаете себя… как бы это сказать, адептом геопоэтики или, возможно, зоософии? Просто – хотелось бы постараться понять именно эту сторону вашей такой проникнутой жизненной энергетикой поэзии.
— Упаси боже считать себя адептом!!! Я пишу, стараясь охватить все стороны жизни, самыми разными по стилю и размеру, стихами. Мой путь — разнообразие и доступность стихов. Читателю интересно читать.
— Самые близкие вам поэты – кто они? Вы ассоциируете своё творчество с кем-то из них? Кого из иностранных поэтов вы считаете заслуживающим внимания? А кого любите из прозаиков?
— Я не могу сказать какие мне поэты близки, но люблю Высоцкого, Есенина, Окуджаву. И не ассоциирую себя ни с кем — мало читал (улыбка). Что касается прозаиков, то затрудняюсь даже перечислять. Не открою, наверное, секрета, что безмерно, как и все мои коллеги, люблю русскую классику.
— Можно ли в полной мере познать поэзию в переводе? Как вы считаете, возможно ли плохим переводом исковеркать гения или, наоборот, хорошим – возвысить посредственность? Переводчик даёт нам возможность познать мировую поэзию, а талантливый переводчик — достоин классика! Маршак, Багрицкий, Пастернак, Шагинян и т.д
— Классическая поэзия – это вечная ценность или преходящее? Согласны ли вы, что время классики в поэзии безвозвратно прошло, что авангард уверенно вытесняет её? Применимо ли понятие «актуальность» к поэзии? И – каким вы видите будущее русской литературы? Согласны ли вы, что сейчас она испытывает подъём?
— Классика – это вечная ценность! Вне сомнения! И как бы ни питали любителей поэзии инсталляторы от поэзии, которые убивают или извращают вкус читателя, в любом случае читатель будет наслаждаться искусством и сравнивать постмодернизм с классикой не в пользу постмодернизма. Поэзия в наше время испытывает подъём, по моим наблюдениям, пишет бОльшая часть населения. Талантливым поэтам нет пути в большую литературу, где царит китч и серость. Их не пускают как конкурентов.
— Как литератор и просто русский человек – что вы думаете по поводу сохранения чистоты нашего языка, хотя бы в пределах грамотности? Молодёжь почти не читает книг, в школы попадают полуграмотные учителя. Что делать?
— Чистота языка равна чистоте души и чистоте помыслов. Молодёжь мало читает, но поэзия — не проза. Стихи проникают везде — в песнях в поздравлениях. Каждый человек любит музыку, и так же любит поэзию, даже не осознавая этого. Так что, вот так…
— Как человек, живущий не в Москве, согласны ли вы, что вся культура по-прежнему «традиционно» сосредоточена в столице, а провинция находится в духовной изоляции?
— В столице сосредоточена не культура, а кутюрье от культуры, провинция находится в изоляции, сотворённой чиновниками. В Москве культуры всё меньше и меньше, а в провинции – наоборот.
— Расскажите, пожалуйста, о литературном сообществе Урала, которое вы возглавляете. Как оно возникло, долго ли существует? И – как оно «работает»?
— Я ничего не возглавляю, просто организовал и «веду» на Фейсбуке литературную группу уральских поэтов и писателей, но на Урале меня мало кто знает. А те, кто знают, близко не подпускают (улыбка). Но зато я главный редактор журнала «Новое слово 21 век». Выпущен первый номер моего роскошного журнала за свой счёт, а на второй номер уже денег нет.
— Можно ли нынче «прокормиться» одной поэзией? Обеспечивает ли она вам достойную жизнь?
— Этого я не знаю. Думаю, что если писать тексты для шлягеров, то ещё как можно! Я же ни копейки не получил. Меня все старые литературные журналы печатать отказываются…
— Как россиянин вы не можете не переживать за Россию сегодняшнюю. Каково, по-вашему, её будущее, учитывая её прошлое и настоящее? И какая, на ваш взгляд, идея сегодня могла бы стать для неё национальной?
— Будущее России — тернистый путь к истине. Россия духовно неколебима, а значит за ней правда! Национальная идея — настоящий патриотизм и крепкая семья.
— По вашему мнению, глобализация – это зло или добро?
— Глобализация — превращение населения Земли в колонию стафилококков.
— Должен ли поэт иметь гражданскую позицию? А высказывать её публично?
— Поэт без гражданской позиции — не поэт, не художник, а изготовитель стихов. Как же поэт, имеющий гражданскую позицию, будет её держать в себе?!!!
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА