Тамара Крюкова: «Главное — не напечататься, а постоянно шлифовать своё мастерство»

Известная писательница Тамара Крюкова — автор 50-ти книг, вышедших общим тиражом свыше полутора миллионов экземпляров. Будучи переводчиком по образованию, Тамара Шамильевна работала по специальности в Египте и преподавала английский язык в одном из высших учебных заведений Москвы.
Тамара Крюкова — лауреат множества фестивалей и премий в сфере детских и юношеских литературных проектов, в том числе Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2008 год. Многие книги нашей героини переведены на разные языки и известны и любимы читателями самых разных возрастов не только в России, но и далеко за её пределами.

— Тамара Шамильевна, ваша душа всегда по-настоящему тянулась к литературному творчеству?
— Да, только я не всегда позволяла себе об этом мечтать. Мне казалось, что писатели — это особые люди, а я для этого слишком обыкновенная. Но была у меня ещё одна нереализованная возможность. Я не стала учёным. После университета передо мной стояла перспектива аспирантуры и научная деятельность в области ономастики — это наука об именах собственных. Но к огорчению моего руководителя профессора Гуриева, я предпочла сказки. Как он однажды сказал: «Умная голова досталась глупой девчонке». Правда, я никогда не пожалела о своём «глупом» выборе.
— Долгое время вы, по вашему собственному признанию, писали не в стол, а для людей, правда, тогда они этого ещё не знали. Можно ли посоветовать делать то же самое начинающим писателям?
— Конечно. Только настойчивым удаётся дойти до цели. Правда,  начинающие писатели часто делают ошибку. Они считают, что самое главное — напечататься. Нет, самое главное — постоянно шлифовать своё мастерство, чтобы довести его до такого уровня, когда издатели просто не могут тебе отказать.  Как сказала американская писательница Сью Графтон: «Спешно написать первую книгу и решить, что вы готовы стать писателем, равносильно уверенности человека, научившегося играть собачий вальс, что он соберёт полный зал в Карнеги-Холл».
— Вы пишете для детей, чтобы передать им доброту и любовь. А где их взять в нашей сегодняшней жизни с её негативом?
— И негатив, и доброта с любовью существовали всегда. Действие равно противодействию — это закон. Излучаешь негатив — получаешь негатив. Я учу моих читателей видеть, что в мире много прекрасного и излучать то, что они хотят получить в своей жизни.
— У вас очень много вышедших в свет книг. А ведь когда-то вы даже впадали в отчаяние от невозможности опубликовать свои произведения. О чём думали в те времена?
— Так как вопрос, сколько у меня книг, возникает довольно часто, недавно я решилась-таки посчитать своих бумажных детишек и с удивлением узнала, что их уже пятьдесят. К счастью, в тяжёлые моменты со мной рядом находились те, кто меня поддерживал и помогал справиться с отчаянием: мой муж, сын, мама. Когда я говорила: «Не могу больше. Это никому не нужно. Сожгу и больше никогда не буду писать». Мой муж отвечал: «Бросай. Ты не будешь писать месяц, два. А что потом? Снова сядешь за стол. Ты ведь без этого не сможешь». Я понимала, что он прав и продолжала заниматься своим «безнадёжным» делом.   
— Наверное, что-то ещё помогало не сдаваться и продолжать своё дело?
— Каждый раз, когда я доходила до дна отчаяния, случалось какое-то чудо. Например, издательство подписывало со мной договор, а иногда мне даже выплачивали аванс. Правда, потом книга не выходила. Наверное, Бог посылал мне некую страховочную верёвку, чтобы я совсем не сорвалась, но при этом напоминал: «Рано ещё, поучись, потрудись».
— Многие писатели называют вас крёстной мамой своего творчества. Вы действительно помогаете начинающим писателям. Но годы-то идут. Не проще ли писать и писать самой, пока есть творческий запал? Ведь настоящий талант (тот самый начинающий писатель) сам найдёт себе дорогу…
— То, что талантливый писатель всё равно найдёт дорогу — это абсолютно верно. Правда, к таланту нужна ещё настойчивость. Если человек с потрясающими танцевальными данными позанимается месяц-другой и бросит, он никогда не выйдет на сцену. Так и с писательством. Писать самой и помогать другим — это разные вещи. Когда я вижу что-то действительно интересное, меня просто подмывает пристроить эту рукопись, посоветовать, что с ней делать. Это сродни вдохновению. Другой вопрос, получается это или нет. Но бывает, что произведение начинающего автора меня не вдохновило на подвиги. Значит, вещь показалась мне слабой. Правда, я не стану говорить человеку: «Вещицу ты написал так себе». В конце концов, я не истина в последней инстанции, может быть, кому-то эта вещь понравится. Но прошу и меня не винить за мой вкус.
— Почему дети? Почему вы стали писать именно для детей?
— А кто говорит, что мои книги читают только дети? У меня самая широкая аудитория. Посмотрите отзывы в интернет-магазине «Лабиринт» или в библиотеках — и вы в этом убедитесь. Как сказала одна мама: «Ловлю себя на мысли, что если бы я не читала эти книги для ребёнка, я читала бы их для себя». Детские книги — литература массовая. Чем лучше книга, тем больше читателей она собирает. А ещё я пишу детские и юношеские книги, потому что у меня и моих читателей много общего. Они мечтатели, и я тоже. Они очень искренни, и я не переношу фальши. Они умеют радоваться просто так, безо всякого повода. И мне доставляют радость мелочи, которые люди порой не замечают.
Правда, полгода назад я завершила взрослую книгу с детским названием «На златом крыльце сидели». Она не похожа на другие мои книги, может быть, потому я не тороплюсь предлагать её издателям. Правда, бета-ридеры в один голос говорят, что книгу надо печатать. Цитирую одно из писем: «Мы уже несколько дней её обсуждаем, в чём-то сходимся, а о чём-то даже спорим. Есть о чём думать и говорить. Читать  этот роман будут (кстати, оторваться трудно!) и задумаются. А сейчас не так много книг, которые заставляют думать».
— Значительная часть вашей жизни связана с Востоком: вы ведь работали на Ближнем Востоке — в Египте, Йемене… Не Восток ли навеял романтики и тайны в ваши произведения?
— Один персонаж уж точно был рождён в подземелье храма Дендеры, где по преданию умерла Клеопатра. Попробовали бы вы попасть на моё место. Я оказалась там одна, в кромешной тьме, да ещё кто-то вцепился мне в волосы. Тут уж не только ведьма Морра привидится. Кстати, эту историю, как и другие, связанные с появлением на свет героев и сюжетов, можно найти на моём сайте, в разделе «Как пишу».
— Ваша первая книга вышла в Северной Осетии. А в регионах издаваться легче, чем в Москве?
— Наверное, автору легче напечататься там, где он живёт. Я знаю много примеров, когда авторы начинали с местных изданий, а потом уже издавались в столице. Северная Осетия — моя родина, хотя я не осетинка. Я наполовину татарка, наполовину терская казачка. Может быть, поэтому для меня хороши все национальности. Так хочется, чтобы люди поняли, что для всех светит одно солнце и работают одни и те же законы мироздания. Но, увы, все мы разные.
— Это правда, что ниша детских книг в столице настолько занята, что начинающему писателю нужно очень и очень постараться, чтобы пробить издание своего произведения?
— Начинающему писателю в принципе нужно очень и очень стараться, чтобы быть интересным, самобытным, ярким. А ниша, она безразмерная. Если появится один новый талантливый автор, она раздвинется на одного, а если десять, то сразу на десятерых.
— С чем это связано?
— К сожалению, не всё то, что печатается, стоит читать. Есть произведения сильные, есть откровенно слабые. Для начинающего автора важно не равняться на серенькую литературу по принципу: «Я пишу не хуже». Нужно писать лучше. Никому ведь не хочется, чтобы опубликованная книга получила отклик «так себе». Значит, надо работать, оттачивать, учиться, искать. Нужно стараться быть лучшим, тогда вы войдёте в десятку, или двадцатку, или тридцатку лучших, а это уже кое что.  
— Над чем вы работаете сейчас?
— Я всегда параллельно работаю над несколькими рукописями, но предпочитаю считать цыплят по осени. Правда, теперь у каждого читателя появилась возможность заглянуть в мою творческую лабораторию. Если подписаться на рассылку с моего сайта, то 3-4 раза в месяц вы будете получать главу новой книги, над которой я сейчас работаю. Называется она «Дневник Кото-сапиенса», что в переводе с латыни означает «Дневник кота разумного».
А ещё я уже упоминала, что недавно завершила взрослый роман «На златом крыльце сидели…». Предвидя вопрос, не собираюсь ли я уйти во взрослую литературу, скажу сразу: «Нет». Герои нового романа молодые люди. Им по двадцать три. Они уже вышли во взрослую жизнь. Один отслужил в армии и начал свой бизнес. Второй закончил Литературный институт, кропает статейки для Интернет-журнала и мечтает написать роман века. Третьему, красавцу и атлету, не удалось стать актёром, и он работает парикмахером в салоне. А четвёртый — рабочая лошадка, ведёт бухгалтерию в авторемонтной мастерской своего отца. Они дружат со школы. В один день их жизнь делает крутой поворот. Каждый из них получает необычный дар: деньги, власть, славу… О том, что получил четвёртый, и о том, как разворачивались события дальше, лучше прочитать в книге.

Беседовал Виталий КАРЮКОВ

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика