«Я умерла, и виноват в этом ты»
Название книги: 13 причин почему
Издательство: АСТ
Год издания: 2014
Что может заставить человека добровольно уйти из жизни? Насколько важными и глубокими должны быть такие причины? А имеет ли вообще это значение, если человека… уже нет? «13 причин почему» Джея Эшера — это своеобразный «голос из могилы», односторонний диалог с человеком, которого уже нет. И причины. Маленькие, незначительные, но повлёкшие за собой большую трагедию
Однажды утром Клей Дженсен находит на пороге своего дома необычную посылку. В ней он с удивлением обнаруживает аудиокассеты, которые записала его одноклассница Ханна Бейкер перед тем, как покончить с собой. Каждая сторона кассеты — история о человеке и о поступке, который, так или иначе, толкнул её в пропасть. Клей был влюблён в Ханну, но близки они так и не стали, но, тем не менее, он получил посылку, а значит — тоже внёс свой вклад в смерть девушки. Клей начинает прослушивать кассеты, и с каждой минутой всё глубже погружается во внутренний мир той, кого узнать ближе при жизни он так и не осмелился.
Повествование книги построено в форме диалога — рассказ Ханны на плёнке перемежается с мыслями Клея. Он спорит с ней, оправдывается, припоминает подробности некоторых событий, но — она его уже не слышит. Драматичность и надрыв ситуации буквально чувствуется кожей. Особенно мучительно читать о первой любви, которой никогда не суждено уже раскрыться.
Личность Ханны в её «моноспектакле» раскрывается в полной мере. Нет, она вовсе не была изгоем или всеобщим объектом насмешек, как можно предположить. Ханна — красивая, довольно популярная и неглупая девушка, пусть и с немного подмоченной, по вине некоторых людей, репутацией. Ханна напоминает мне одновременно Холдена Колфилда из «Над пропастью во ржи» и «Девственниц-самоубийц» Джеффри Евгенидиса. В принципе, вся стилистика книги во многом проходит на стыке этих двух произведений. Подростковая неудовлетворённость, наивность, резкость суждений, пропитанная безысходностью и близостью смерти.
Стоит ли анализировать сам факт суицида Ханны? Является ли этот поступок костяком произведения? И да, и нет. Можно рассуждать о её самоубийстве, запустившем всю цепочку событий, возмущаться её эгоизмом и слабостью, поражаться сумасбродности выходки с кассетами. Мы будем трижды правы, от этой правоты ничего изменится. Потерянного не вернуть, прошлого не изменить, и досужими размышлениями человека не воскресить.
В чём же виноваты адресаты посылки и насколько серьёзна их вина? На первый взгляд девочка просто ищет оправдания для своего страшного поступка, обвиняя других в мелочах. Но, с другой стороны, эти мелочи — трагедия для подростка, и вклад «обвиняемых», если вдуматься, довольно велик.
На первом месте в романе, как показалось лично мне, не Ханна, а именно Клей, рассказчик. Так же, как и остальные участники этой драмы. Она уже умерла, ей всё равно — а им жить с этим. Жить, анализировать, вспоминать, и ни на секунду не забывать, что каждое их слово может стать для кого-то роковым. Подросток ещё не в силах в полной мере осознать весь ужас этого короткого слова — «никогда». Но случившееся немного раскрывает глаза Клея на мир, и на его роль в этом мире.
Если честно, книги очень редко трогают меня до слёз. Но эта книга — тронула. Редкий случай, когда после прочитанного не можешь уснуть и начинаешь смотреть на многие вещи иначе. Я полностью согласна со всеми премиями, которые были присуждены этой книге. «13 причин почему» — действительно сильный и глубокий роман. Причём не только для подростков, но и для взрослых, особенно в наш век эгоизма и самоизоляции. Он напоминает о том, что все люди в социуме связаны сложными ниточками отношений, и нужно учиться быть добрее и чутче к людям. Хотя бы для того, чтобы не стать очередным «почему» в чьём-то скорбном списке.
Кристина МУРАТОВА