Наумовские чтения «Шёпота забытых букв»
На целых полчаса зал презентаций книжного магазина «Библио-Глобус» превратился в своеобразную литературную гостиную. Молодой, но уже известный в литературных кругах петербургский писатель, драматург и режиссёр Лев Наумов читал рассказы из своего нового сборника «Шёпот забытых букв», в который вошли пьесы и рассказы разных исторических эпох: от глубокой древности до 20-го века
Надо сказать, читал выразительно, по-театральному, но быстро, поэтому успел прочитать много страниц. Впрочем, его проза весьма специфическая. И это признаёт сам автор. «Не уверен, что есть целевая аудитория. Просто мне кажется, что разные люди вынесут разные вещи. В общей сложности в этой книге 115 персонажей. И, естественно, что какой-нибудь герой окажется комфортным тому или иному читателю с теми или иными мыслями, с тем или иным мировоззрением, — отметил прозаик. — Но по отзывам читателей, я знаю, что, например, рассказы из сборника читали детям. Не знаю, чего они добиваются таким образом, но дети… засыпают. Значит, достигается цель…»
По словам Наумова, ему, конечно, как пишущему человеку, интересно узнать об отзывах читателей, но больше он прислушивается к мнению профессиональных литературных критиков, таких, например, как Дмитрий Быков, который лестно отозвался о его творчестве, назвав его героев «очень живыми». Но режиссёр считает, что «живость» героев важна в пьесах — это помогает точно сыграть актёру, а вот в рассказах должна работать фантазия читателя. «Моя задача не состоит в том, чтобы у вас возникло впечатление каждого отдельного живого человека. Но чтобы у вас в сознании возник художественный образ действительности. Что такое искусство? Это осмысление чего бы то ни было в виде художественного образа. Поэтому мне для этого нужны не столько люди, сколько какие-то функции, фразы, какие-то действия, какие-то события», — объяснил драматург.
Поскольку Наумов преподаёт, то ему было интересно исследовать особенность литературных жанров. Так что его книга — некий литературный эксперимент. «В большинстве случаев мы делаем выводы по поводу жанров, исходя из времени действия. То есть, если у нас рассказ, любое прозаическое произведение относится к прошлому, то мы его представляем как костюмное нечто, если в нём нет драконов и троллей, конечно. Если появляются драконы и тролли, то мы это трактуем как фэнтези. Если дело происходит в будущем, то мы трактуем как фантастику… Хотя на самом деле жанры, — убеждён Лев Наумов, — это сюжетное построение главных образов, а не то, во что одеты герои».
Интересно толкование прозаика и экзотического названия сборника — «Шёпот забытых букв». «Мне абсолютна чужда идея называть целую книгу в честь какого-то одного произведения. И я решил, что если что-то объединяет, то это шёпот забытых букв и ничто больше», — ответил на вопрос корреспондента литературного портала «Пиши-Читай» автор.
Сергей МИЗЕРКИН