Куда ни кинь — всюду клин

Автор книги: Юрий Арабов
Название книги: Столкновение с бабочкой
Издательство: АСТ
Год издания: 2014

История, конечно, не имеет сослагательного наклонения. Но давайте поиграем со слагаемыми! И обнаружим, что от их перемены, как и положено, сумма не изменится, увы… Разве только на уровне нюансов и оттенков

Вообще, я очень люблю подобные фантазии на тему альтернативности истории. В самом деле, любопытно порассуждать, как бы да что было бы, если бы сто лет назад одна историческая личность сумела бы договориться с другой, вдруг бы мы сейчас жили совершенно иначе? Только чаще всего получается, что, к сожалению, не жили бы. Хрен редьки не слаще, да и куда ни кинь — всюду клин.

Юрий Арабов весьма недурно нарисовал портреты вождя пролетариата товарища Ленина, вице-вождя, если можно так «обозвать» Троцкого, царя Николая. С большим юмором, что как-то сразу мощные фигуры свергает с пьедесталов и делает «ближе к народу», за что этот простой народ, т.е. мы с вами, дорогие читатели, всегда весьма ратуем. Некоторые диалоги, для пущего эффекта прописанные современным языком, совершенно бесподобны. Впрочем, чтобы книгу можно было назвать лёгкой, юмора, пусть и качественного, как-то всё-таки маловато. Поэтому настроение при чтении временами «провисало». Совсем оно может повиснуть, я думаю, у тех, для кого наша новейшая история уложена в голове в самых общих чертах и схематично, в лучшем случае, ограничена рамками советской школьной программы, в худшем же… кстати, даже не знаю, как сегодняшней молодёжи преподают историю, если многие дети на полном серьёзе спрашивают, кто такой Ленин. Так что вряд ли его манеры, поведение, привычки, а также кличка «старик» способны развеселить юные умы. В общем, роман явно адресован старшему поколению.

Но почему же собственно всюду клин? Сначала о том, что хорошо. Гуманистически настроенную русскую душу, безусловно, должен порадовать тот факт, что автор сохранил жизнь царю и его семье. Николай не отрёкся от престола, напротив, обнаруживая редкостную политическую мудрость, предлагает Ленину свои услуги по возглавлению революции. Процитирую, пожалуй, как центральную мысль романа: «Я понял одну вещь, границы человеческой свободы определяет честность. Если перед людьми и Богом ты ничего не скрываешь, то любое испытание, выпавшее на твою долю, будет столкновением с бабочкой. (…) И война, и революция (…), они не страшны для тех, у кого чиста совесть. Человек слаб только потому, что лжёт. (…) В политике не нужно бояться врагов. Нужно предлагать им сотрудничество. (…) Не может быть врагов у человека, который открыт всем. Не может быть врагов у государства, которое открыто всем. Враг возникает тогда, когда дразнишь его палкой. Если грядёт революция, возглавь её». Каков идеалист, если не выразиться покрепче!

Теперь о том, что не столь позитивно, и почему всюду клин. Императрица Александра Фёдоровна куда ближе к истине: «Его и съедят, такого открытого человека. (…) Вы (…) так ничего не поняли ни в людях, которые вас окружают, ни в большой политике».

Добавлю, что вождь мировой революции представлен автором традиционно, а именно весьма тёмной лошадью, по-настоящему дальновидным и без ненужных иллюзий. Вместо царя-батюшки «мочит» по-тихому в ипатьевском доме Сталина со Свердловым… Вот так. Революций без крови не бывает. А что можно построить на крови? Правильно, диктатуру. Так что, время, когда «съедят» самодержца всероссийского, пусть и ударившегося в либерализм, всё едино настанет.

Получается, верно, что История не имеет сослагательного наклонения. Оно излишне, ибо развитие происходит по неизбежным законам: не сегодня — так завтра, не так — значит, иначе, но финал предначертан и потому неотвратим. Должно быть, как у человека есть судьба, так и у народа она есть. И у страны, соответственно.

Реплики народа, как я уже указывала, поданные современным языком, могли бы намекнуть на не единственное дно в тексте романа и навести, таким образом, читателя на мысль о проведении параллелей между тем временем с тогдашней властью и днём сегодняшним. Могли бы… Но слишком бледны сии параллели, линия недоразвита. Определённо литература знавала и более яркие примеры означенного приёма.

Право, не знаю, что ещё сказать об исторической фантазии. Ощущение какое-то двоякое. Безусловно, занимательное чтение, но не фееричное. Местами — весело, а где-то — затянуто. Начало — живое и многообещающее. Я лично ожидала большего после подобной «затравки». Ясно, что это очень субъективно, охотно допускаю, что многие вынесут из романа гораздо больше, чем удалось мне.

В любом случае, для выставления книге Юрия Арабова высокой оценки вполне может хватить неожиданных образов ключевых фигур. Будь то идеалист-император, подкаблучник, но достаточно, тем не менее, себе на уме гражданин. Или «старик» Ульянов, страстно поедающий заварные плюшки, мучительно борющийся с усталостью и отвращением при мысли о необходимости возвращения из Швейцарии в Россию с целью вести за собой пролетариат. Ведь так по-человечески мечтается лишь о буржуазном домике для спокойной старости своей и верного товарища Надюши. Это, поверьте, бесконечно милые моменты в книге, на которых с удовольствием отдохнёт душа читающего. После таких обыденных, каких-то очень мещанских,  пассажей о легендарной фигуре невольно по инерции думалось, почему бы писателю не развить свою фантазию вот именно с этого момента: Ленин… отказывается от идеи революции! Но нет, вспоминала я почти тотчас же, её бы сделал хоть тот же Троцкий, а «старик» всплыл бы позже и в неожиданном статусе, но неизбежно.

Эх, неисповедимы дороги твои, История, причудливы переплетения, да зато строго логичны финалы.

Людмила ЧЕРНИКОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика