Роман Силантьев: "Дружба народов закончилась"

Сегодня вопрос межнациональных отношений остаётся одним из самых сложных, однако в литературе поднимается не часто. Автор книг по исследованию ислама, российский религиовед и социолог Роман Силантьев попытался объяснить, почему закончилась дружба народов и может ли искусство её возродить

— В советские годы вопрос национальности замалчивался. Не упоминался он и в наших книгах, в то время как, например, в Америке могли написать, как обижали негра или мексиканца. Как Вы считаете, сегодня нужно поднимать эту тему в литературе, прессе?  
— После развала царской России появился лозунг «Российская империя – тюрьма народов». Людей специально стравливали между собой, причём довольно успешно. Потом «тюрьмой» назвали и Советский Союз.
Мне кажется, помирить народы в ближайшей исторической перспективе невозможно.  Например, не видно решения армяно-азербайджанского конфликта, — он длится уже третье десятилетие. Также обстоит с грузино-абхазским и грузино-осетинским. Каждый по-своему прав, и главное, никто ничем не может поступиться, никто не отдаст и пяди земли. Когда-то людей стравили, а помирить не успели или забыли, а мы все это расхлёбываем.
Конечно, сегодня можно издавать литературу, но значение печатного слова понизилось, а молодёжь, которая находится на острие этих конфликтов, зачастую ничего не читает. Ещё есть Интернет, но проконтролировать его сложно. Поэтому проблемы по данному направлению будут расти. Люди всё чаще сталкиваются с межнациональными проблемами в быту, а оказавшись пострадавшим от человека другой национальности, никаким теоретическим заверениям о дружбе народов верить уже не будешь.
— Какой же выход Вы видите?
— Нужно придумывать новую политику, честно говорить о проблеме, и принуждать к миру, а не уговаривать.
Также дружбу между народами может возрождать Министерство культуры с помощью фильмов и передач. Не обязательно быть доктором по этнологии, чтобы заказать хорошую картину вроде «Свинарка и пастух». Необходимо показывать практические примеры дружбы между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Главное, чтобы эти примеры были убедительные.
— На одной международной книжной ярмарке бесплатно раздавали Коран на русском и на арабском языках. О подобном методе распространения Библий я не слышала. Как Вы считаете, сегодня РПЦ нужно усилить свою миссионерскую деятельность? Может быть, направить её на Дагестан?
— Сейчас главный смысл миссионерской деятельности — развенчание стереотипов о христианстве. Многие мусульмане заведомо имеют ложные сведения. Например, ссылаются на то, что в Коране христианская Троица критикуется и опровергается. Хотя там говорится о еретической Троице, которая не признаётся и христианами. И иконы для них — не идолы, как порой думают.
Кстати, мусульманам тоже приписывают несвойственные вещи. А ещё они обижаются, когда их поголовно записывают в террористы.
Я считаю, что просто рассказывать правду о христианстве – это уже важный шаг.
— Как Вы думаете, почему за границей люди говорят, что они русские, гордятся своей культурой, Пушкиным, Толстым, а внутри страны начинают делиться по национальному признаку?
— Узбек, выезжающий в Америку, может ассоциировать себя с русскими. Для американцев он, зачастую, русский или, например, еврей. А в России всё уже иначе, но это уровень идентификации — совершенно нормальная вещь.
Внутри страны дружба народов во многом закончилась. Теперь нужно работать над этим заново, потому что «деды вместе воевали» — это уже не аргумент. Для молодёжи это как Куликовская битва, — примерно такой  же незапамятный исторический период.
— А как Вы могли бы объяснить понятие «толерантность»?
— В концепции католиков и православных все народы перед Богом равны, независимо от цвета кожи. Исторически христианство распространялось на территории, где проживало немало негров, и считать их «недочеловеками» никому не приходило в голову. До сих пор в нашей православной церкви присутствует больше ста этносов.
Но у протестантов появилась противоположная теория: есть народы,  предопределённые к спасению, они являются высшей расой. А негры и индейцы, которые не являются протестантами – «недочеловеки». Оттуда и пошла идея расовой неполноценности. Таким образом, толерантность — это гибрид между этой теорией и нормальной ситуацией, когда народы взаимно друг друга уважают.

Беседовала Дарья ФИЛИППОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика