Роман Силантьев: "Дружба народов закончилась"
Сегодня вопрос межнациональных отношений остаётся одним из самых сложных, однако в литературе поднимается не часто. Автор книг по исследованию ислама, российский религиовед и социолог Роман Силантьев попытался объяснить, почему закончилась дружба народов и может ли искусство её возродить
— В советские годы вопрос национальности замалчивался. Не упоминался он и в наших книгах, в то время как, например, в Америке могли написать, как обижали негра или мексиканца. Как Вы считаете, сегодня нужно поднимать эту тему в литературе, прессе?
— После развала царской России появился лозунг «Российская империя – тюрьма народов». Людей специально стравливали между собой, причём довольно успешно. Потом «тюрьмой» назвали и Советский Союз.
Мне кажется, помирить народы в ближайшей исторической перспективе невозможно. Например, не видно решения армяно-азербайджанского конфликта, — он длится уже третье десятилетие. Также обстоит с грузино-абхазским и грузино-осетинским. Каждый по-своему прав, и главное, никто ничем не может поступиться, никто не отдаст и пяди земли. Когда-то людей стравили, а помирить не успели или забыли, а мы все это расхлёбываем.
Конечно, сегодня можно издавать литературу, но значение печатного слова понизилось, а молодёжь, которая находится на острие этих конфликтов, зачастую ничего не читает. Ещё есть Интернет, но проконтролировать его сложно. Поэтому проблемы по данному направлению будут расти. Люди всё чаще сталкиваются с межнациональными проблемами в быту, а оказавшись пострадавшим от человека другой национальности, никаким теоретическим заверениям о дружбе народов верить уже не будешь.
— Какой же выход Вы видите?
— Нужно придумывать новую политику, честно говорить о проблеме, и принуждать к миру, а не уговаривать.
Также дружбу между народами может возрождать Министерство культуры с помощью фильмов и передач. Не обязательно быть доктором по этнологии, чтобы заказать хорошую картину вроде «Свинарка и пастух». Необходимо показывать практические примеры дружбы между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Главное, чтобы эти примеры были убедительные.
— На одной международной книжной ярмарке бесплатно раздавали Коран на русском и на арабском языках. О подобном методе распространения Библий я не слышала. Как Вы считаете, сегодня РПЦ нужно усилить свою миссионерскую деятельность? Может быть, направить её на Дагестан?
— Сейчас главный смысл миссионерской деятельности — развенчание стереотипов о христианстве. Многие мусульмане заведомо имеют ложные сведения. Например, ссылаются на то, что в Коране христианская Троица критикуется и опровергается. Хотя там говорится о еретической Троице, которая не признаётся и христианами. И иконы для них — не идолы, как порой думают.
Кстати, мусульманам тоже приписывают несвойственные вещи. А ещё они обижаются, когда их поголовно записывают в террористы.
Я считаю, что просто рассказывать правду о христианстве – это уже важный шаг.
— Как Вы думаете, почему за границей люди говорят, что они русские, гордятся своей культурой, Пушкиным, Толстым, а внутри страны начинают делиться по национальному признаку?
— Узбек, выезжающий в Америку, может ассоциировать себя с русскими. Для американцев он, зачастую, русский или, например, еврей. А в России всё уже иначе, но это уровень идентификации — совершенно нормальная вещь.
Внутри страны дружба народов во многом закончилась. Теперь нужно работать над этим заново, потому что «деды вместе воевали» — это уже не аргумент. Для молодёжи это как Куликовская битва, — примерно такой же незапамятный исторический период.
— А как Вы могли бы объяснить понятие «толерантность»?
— В концепции католиков и православных все народы перед Богом равны, независимо от цвета кожи. Исторически христианство распространялось на территории, где проживало немало негров, и считать их «недочеловеками» никому не приходило в голову. До сих пор в нашей православной церкви присутствует больше ста этносов.
Но у протестантов появилась противоположная теория: есть народы, предопределённые к спасению, они являются высшей расой. А негры и индейцы, которые не являются протестантами – «недочеловеки». Оттуда и пошла идея расовой неполноценности. Таким образом, толерантность — это гибрид между этой теорией и нормальной ситуацией, когда народы взаимно друг друга уважают.
Беседовала Дарья ФИЛИППОВА