Взгляд со стороны
Название книги: Духless 21 века. Селфи
Издательство: АСТ
Год издания: 2015
Начало весны 2015 года ознаменовалось выходом литературной новинки от Сергея Минаева под названием «Духless 21 века. Селфи». Я думаю, выход книги неслучайно совпал с триумфальным шествием по экранам страны ремейка экранизации первого «Духless», который в своё время стал визитной карточкой Сергея Минаева. И, судя по названию его нового романа, останется ещё надолго.
События «Селфи» никак не пересекаются ни с первым романом, ни с фильмом «Духless-2». Главный герой «Селфи», от лица которого идёт повествование — Владимир Богданов, известный и успешный писатель и телеведущий, правда, успешный — лишь со стороны. Как писатель Богданов давно «исписался», а от собственного лицемерия в эфире сводит скулы. Несмотря на полную финансовую устроенность и, казалось бы, беспроблемность жизни, герой не может отделаться от ощущения бессмысленности своего существования. Тусовки, выпивка, женщины — ничто не приносит радости и успокоения.
… Всё начинает меняться внезапно, исподволь. Разговор, который он не помнит. Встреча, на которую он не приходил. Обещания, которых он не давал. Что это — сумасшествие, прямо следующее из злоупотребления алкоголем и «травкой», или чья-то грязная и тонкая игра, призванная вытолкнуть Богданова из его привычного мира? Паранойя обрушивается внезапно, и ещё внезапнее оказывается вовсе не напрасной…
Если честно, «Селфи» очень приятно меня удивил. «Духless» когда-то оставил после себя ощущение балета под водой — красиво, но вязко, печально и заунывно. «Селфи» же моментально сшибает с ног бешеной круговертью событий, которые и составляют жизнь главного героя — люди, встречи, диалоги, обрывки мыслей. Очень современный и по-своему упорядоченный хаос, напоминающий забитую ленту Инстаграмма, селфи в которой занимают не последнее место. Название романа многогранно и точно отражает суть повествования. Селфи — это фотоавтопортрет, сделанный на камеру телефона, либо в зеркало, либо с вытянутой руки. Герой начинает с «ручного» ограниченного селфи — в начале он, по сути своей, видит только себя. Все — ненастоящие, окружающие люди как статисты в бездарной постановке, и он — одинокий герой спектакля, пытающийся вытянуть что-то важное из вязкого болота рефлексии. Но постепенно, вырвавшись из привычного окружения и столкнувшись с тем самым зеркалом, Богданов учится жить по-новому, и значительно прогрессирует как личность.
Особенно ярко автор передаёт эволюцию героя в самом стиле повествования. Начинаясь с обрывочной, перескакивающей с одного на другое мешанины образов, постепенно язык становится объёмным, образным и богатым — с размышлениями о людях, о современном мире, о том, что сейчас кажется незыблемым, но через пару десятков лет станет смешным «ретро». Сергей Минаев рисует очень точный и злободневный пейзаж современной Москвы. С интернет-культурой, айфонами, хипстерами, «Игрой престолов» и «конверсами» с одной стороны, и жадного провинциального желания иметь все эти признаки принадлежности к «интеллектуальной элите» с другой. Выпав из привычного хода жизни, герой теперь может видеть всё это со стороны, тогда как раньше не видел дальше собственного носа. Или расстояния вытянутой руки.
К середине «Селфи» из «жизни замечательных людей» плавно перерастает если не в триллер, то уж точно в захватывающий детектив, вызывая ассоциации то ли с «Тайный сад, тайное окно» Кинга, то ли с «Загадочной историей доктора Джеккила и мистера Хайда». Всё пресноватое уныние в один миг уходит как из героя, так и из самого романа, моментально увлекая читателя в хитросплетённую паутину событий и загадок.
«Селфи» оставляет после себя очень весеннее послевкусие — ожидание чего-то нового и вдохновляющего. Резкая перемена в жизни, «поиски себя» — наверное, самая популярная тема в литературе последних лет. Но роман Сергея Минаева особенно ценен тем, что перемены в нём показаны душевные, а не внешние. Герой не меняет обстановку, он меняет себя. А это намного сложнее, чем просто переехать в другую страну или найти новую любовь. Декорации остались те же, герой поменялся, но зрители ничего не заметили. Занавес, браво!
Кристина МУРАТОВА