Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Взгляд со стороны

Автор книги: Сергей Минаев
Название книги: Духless 21 века. Селфи
Издательство: АСТ
Год издания: 2015

Начало весны 2015 года ознаменовалось выходом литературной новинки от Сергея Минаева под названием «Духless 21 века. Селфи». Я думаю, выход книги неслучайно совпал с триумфальным шествием по экранам страны ремейка экранизации первого «Духless», который в своё время стал визитной карточкой Сергея Минаева. И, судя по названию его нового романа, останется ещё надолго.

События «Селфи» никак не пересекаются ни с первым романом, ни с фильмом «Духless-2». Главный герой «Селфи», от  лица которого идёт повествование — Владимир Богданов, известный и успешный писатель и телеведущий, правда, успешный — лишь со стороны. Как писатель Богданов давно «исписался», а от собственного лицемерия в эфире сводит скулы. Несмотря на полную финансовую устроенность и, казалось бы, беспроблемность жизни, герой не может отделаться от ощущения бессмысленности своего существования. Тусовки, выпивка, женщины — ничто не приносит радости и успокоения.

… Всё начинает меняться внезапно, исподволь. Разговор, который он не помнит. Встреча, на которую он не приходил. Обещания, которых он не давал. Что это — сумасшествие, прямо следующее из злоупотребления алкоголем и «травкой», или чья-то грязная и тонкая игра, призванная вытолкнуть Богданова из его привычного мира? Паранойя обрушивается внезапно, и ещё внезапнее оказывается вовсе не напрасной…

Если честно, «Селфи» очень приятно меня удивил. «Духless» когда-то оставил после себя ощущение балета под водой — красиво, но вязко, печально и заунывно. «Селфи» же моментально сшибает с ног бешеной круговертью событий, которые и составляют жизнь главного героя — люди, встречи, диалоги, обрывки мыслей. Очень современный и по-своему упорядоченный хаос, напоминающий забитую ленту Инстаграмма, селфи в которой занимают не последнее место. Название романа многогранно и точно отражает суть повествования. Селфи — это фотоавтопортрет, сделанный на камеру телефона, либо в зеркало, либо с вытянутой руки. Герой начинает с «ручного» ограниченного селфи — в начале он, по сути своей, видит только себя. Все — ненастоящие, окружающие люди как статисты в бездарной постановке, и он — одинокий герой спектакля, пытающийся вытянуть что-то важное из вязкого болота рефлексии. Но постепенно, вырвавшись из привычного окружения и столкнувшись с тем самым зеркалом, Богданов учится жить по-новому, и значительно прогрессирует как личность.

Особенно ярко автор передаёт эволюцию героя в самом стиле повествования. Начинаясь с обрывочной, перескакивающей с одного на другое мешанины образов, постепенно язык становится объёмным, образным и богатым — с размышлениями о людях, о современном мире, о том, что сейчас кажется незыблемым, но через пару десятков лет станет смешным «ретро». Сергей Минаев рисует очень точный и злободневный пейзаж современной Москвы. С интернет-культурой, айфонами, хипстерами, «Игрой престолов» и «конверсами» с одной стороны, и жадного провинциального желания иметь все эти признаки принадлежности к «интеллектуальной элите» с другой. Выпав из привычного хода жизни, герой теперь может видеть всё это со стороны, тогда как раньше не видел дальше собственного носа. Или расстояния вытянутой руки.

К середине «Селфи» из «жизни замечательных людей» плавно перерастает если не в триллер, то уж точно в захватывающий детектив, вызывая ассоциации то ли с «Тайный сад, тайное окно» Кинга, то ли с «Загадочной историей доктора Джеккила и мистера Хайда». Всё пресноватое уныние в один миг уходит как из героя, так и из самого романа, моментально увлекая читателя в хитросплетённую паутину событий и загадок.

«Селфи» оставляет после себя очень весеннее послевкусие — ожидание чего-то нового и вдохновляющего. Резкая перемена в жизни, «поиски себя» — наверное, самая популярная тема в литературе последних лет. Но роман Сергея Минаева особенно ценен тем, что перемены в нём показаны душевные, а не внешние. Герой не меняет обстановку, он меняет себя. А это намного сложнее, чем просто переехать в другую страну или найти новую любовь. Декорации остались те же, герой поменялся, но зрители ничего не заметили. Занавес, браво!

Кристина МУРАТОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика