Тетради военной истории
На Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла презентация книги «Блокадный дневник» поэтессы Ольги Берггольц, совершенно неизвестного нам и один из самых важных документов о Великой Отечественной войне
История издания дневников поэтессы очень длинная и сложная, о чём рассказала инициатор создания книги, директор РГАЛИ Татьяна Горяева. Ольга Фёдоровна Берггольц вела свои дневники на протяжении 50 лет, с 1924 года до самой своей смерти. Но после все написанные мемуары были скрыты НКВД, в 1975 году дневники были перенесены в Ленинградский Литературный архив и остались засекреченными. Единственная наследница поэтессы, её младшая сестра Мария Берггольц смогла добиться перенесения дневников в Москву, и публиковала дневник лишь фрагментарно. После смерти Марии все права перешли к её сыновьям, один из которых, Владимир Лебединский разрешил публикацию к 60-летию победы. В 2008 году не стало и его, и тогда миссию об издании приняла его вдова, Галина Алексеевна, которая подписала разрешение на публикацию дневников.
Изначально планировалось издание всего корпуса дневников, который вышел бы в пяти томах: 1) Детский, 2) О тридцатых годах, 3) Блокадный, 4) Послевоенный, 5) Последние годы жизни. Но издать такой серьёзный корпус текстов не решилось ни одно издательство. И только год назад, на прошлой Книжной ярмарке, свою помощь оказало издательство «Вита-Нова», но издавать было решено не хронологически, а сразу выпустить к 70-летию Победы один из главных документов о Великой Отечественной войне – Блокадный дневник Ольги Берггольц. Как сказал глава издательства «Вита-Нова» Алексей Захаренко – это литературный памятник эпохе, литературе и культуре.
Работа над книгой была проведена поистине огромная. Все тексты были сверены четыре раза на предмет достоверности рукописи и печати. Дневник составили 72 тетради, плюс три тайных – их Ольга Фёдоровна прибивала гвоздём под стол или стул, чтобы не смогли найти. Из них было найдено только две. Первая содержит стихи 1930-х годов, вторая относится к послевоенным годам – обе выйдут в остальных дневниках поэтессы. Как заметила составитель книги Наталья Стрижова, этот дневник нельзя было назвать разговором с самим собой, он изначально был направлен на читателя, на сегодня он похож на форму интернет-блога, поскольку все воспоминания предельно честны и откровенны. Поэтому главной целью издания было избежать всякой фрагментации, неправильной трактовки, без всяких купюр, что помешало бы восприятию текста. Кроме того, Ольга Фёдоровна вела дневники в разных тетрадях, и в книге удалось составить их хронологически. Комментатор книги Наталья Громова эту работу назвала новым кирпичом в разрушении мифов о войне и блокаде, поскольку Берггольц стала частью тех людей, что жили во время блокады, придумала разговор с вымирающим городом.
Известный критик и литературовед Лев Аннинский отметил высокое качество издания книги, подборку фотографий и рисунков, среди которых и отсканированные рукописи Ольги Фёдоровны. Это не столько памятник военной эпохе, сколько памятник всему нашему времени. Особенно учитывая, что скрытый всеми документ исторической правды был чудом сохранён, спасён сотрудниками, вынужденным работать в «гэбэшных» архивах. Это памятник и этой тёмной стороне нашей жизни, — подчеркнул он.
Григорий КИРИЛЛОВ
На фото Лев Аннинский