Марина Фейгина: Детей нужно приучать к чтению с пелёнок!
Писать для ребятишек – работа приятная, но и ответственная. И, конечно, очень благодарная. Сегодня у нас в гостях замечательный детский автор Марина Фейгина
— Марина, поделитесь, в чём секрет детского писателя? Наверное, надо, для начала, много общаться с детьми?
— Ну, писатель, это громко сказано! Я считаю себя просто автором произведений для детей. Сколько себя помню, писала я всегда, и это были небольшие детективные повести… Они не сохранились, о чём, конечно, жалею. Писать для детей начала в 2000 году, когда появился на свет мой младший сын. Это было настоящим чудом, и оно произошло по приезду в Израиль. И мне очень захотелось написать песню для своего малыша. Именно песню! Я позаимствовала уже знакомую мне мелодию, а стихи сочинила. Получилось неплохо, и я постоянно пела её моему мальчику. Ну, а потом я стала работать воспитательницей в частном детсаду. Стихи складывались сами собой, хотя стимулом были дети. Любая неординарная ситуация в саду, диалоги детей, их отношения между собой тут же показывались в стихах. Это было очень интересно! Поэтому у меня много стихов, связанных с детским садом. А ещё, я записывала смешные разговоры их, вопросы и так далее. Они у меня так и лежат в тетрадях….
— Что вы читали в детстве и юности? На каких книгах «росли»? Кто были ваши любимые детские писатели, литературные герои? Насколько читающая была ваша семья?
— Читала я всегда много, и всегда книг в доме было предостаточно. Библиотека постоянно пополнялась. До сих пор помню: Кира Булычёва, «Птичку певчую», серию «Проклятые короли», «Анжелику», а также Драйзера, Шарлотту Бронте, Булгакова, Бальзака, Чехова, Бунина, Золя, естественно, Есенина, Пушкина и многих других.
Я очень люблю детективный жанр и ещё много чего, всего не перечислишь… У меня и в Израиле очень много книг, некоторые мы привезли с собой, а многое уже покупали на месте. Сын старший постоянно покупает книги и читает. Прочитал Достоевского и Булгакова, хотя и на иврите.
Если вспомнить книги, которые читала в детсадовском возрасте и начальной школе, то это были все известные советские детские классики. И зарубежные, конечно.
— Как вы считаете, современная детская литература на высоте? Чего и насколько ей, возможно, не хватает? Кого из нынешних сказочников или детских поэтов вы хотели бы «особо отметить»?
— Нет, я не считаю, что современная детская литература на высоте, хотя интересных и хороших авторов, пишущих для детей, предостаточно! Я знаю, что издательства с опаской относятся к современным авторам, и им спокойнее сотни раз переиздавать классиков, чем то, что им предлагают в настоящее время. А если и берутся за издание, то нужно выложить большие деньги, что не каждому по карману! Поэтому большинство современных авторов пишут в «стол». Максимум, что они ещё могут, так это участие в конкурсах, публикация своих работ на сайтах и в соцсетях.
Особо отметить хочется писателя (она действительно писатель с большой буквы) произведений для детей и взрослых Чеботарёву Людмилу. Она организатор международного конкурса «Арфа Давида», проходящего ежегодно в Израиле.
— Что вы думаете о дороговизне детских книг? Уместно ли ставить для этой категории литературы заоблачные цены?
— Да, действительно, книги для детей не дешёвые. Конечно, не уместно, но как это сделать, вот в чём вопрос???!!! Без рисунков детскую книгу не оставишь, а они стоят дорого, хотя зависит от уровня художника. Для того, чтобы издать детскую книгу, нужно хорошо потрудиться, так как её оформлению отведена очень большая роль! Отсюда и цены. В настоящее время готовлю к изданию книгу со сказками и надеюсь, что она будет доступна каждому ребёнку.
— Детские книги – в чём их польза, воспитательный момент? С какого возраста надо приучать ребёнка к чтению?
— С пелёнок! Да, да, и это не описка! Есть специальные книжки-малютки, которые родители кладут в коляску или кроватку своего малыша. У них все листы из твёрдого картона, чтобы можно было поставить в изголовье коляски или кроватки для обозрения малышом. Они бывают сделаны как гармошка, то есть раскладываются, и это очень удобно. Малыш крутит головой или лежит на боку или животике – и видит перед собой яркие и крупные картинки. Ему это интересно и нравится! И читать нужно ребёнку каждый день, независимо от возраста! Понемножку, с интонацией и выражением. Можно начинать с небольших стишков, приучая его постепенно, и результаты долго не заставят вас ждать, они будут отличными! Я десять лет проработала с детьми и могу сказать точно: если с ребёнком занимаются, уделяют ему много времени, то это даёт отличные результаты и плоды! Такие дети хорошо учатся, имеют много интересов, они всё и всегда успевают, не страдают отсутствием концентрации внимания, меньше болеют и имеют много друзей.
— Дефицит чтения – есть в этом какая-то… опасность? Влечёт ли это негативные последствия?
— Конечно! Опасность в том, что нет развития языка, и, следовательно, отсутствует общение с друзьями и сверстниками. Нет понимания от родителей! Никто ничему не учит и не помогает! Становится скучно и не интересно! От безделья появляются разные сомнительные «друзья», которые так же «скучают», и они находят общий язык, а потом и всё остальное…
— Интернет и засилие «телека» — это враги чтения? Возможно ли тут «мирное сосуществование»? Развивающие мультики – хорошие помощники? Есть ведь замечательные познавательные и интересные мульты, например, Саакянца. Могут ли они заменить живое чтение?
— Безусловно, нужен и «телек», и интернет, а развивающие мультики – это отлично, но всё должно быть в меру! Живое чтение заменить невозможно, и оно должно присутствовать обязательно! Одно другое не заменяет, но сосуществовать может и то, и другое.
— Надо ли оберегать детей от правды жизни, от несчастливого конца? Вообще, грустный конец – насколько это приемлемо в детской литературе?
— Я считаю, что оберегать нужно лишь от того, чего ребёнок пока не понимает и не может принять в силу своего возраста или если есть проблемы с психикой… А так, говорить правду нужно ребёнку всегда, но иногда немного смягчить — в зависимости от ситуации. И невозможно, чтобы было всегда всё хорошо и «пушисто»! Ребёнок должен знать об этом, а иначе потом могут быть серьёзные проблемы в жизни! Он, будучи подростком и так далее, не будет вписываться в неё, так как воспитывался в «розовом цвете» и не знает реальной жизни! Отсюда развивается неуверенность в себе, в правильности принятий решений и поступков. Неумение постоять за себя и свои идеи, и так далее.
В литературе конец книги не всегда должен быть счастливым и справедливым, хотя такое случается крайне редко. Но мы живём в мире высоких технологий, и дети уже с двух-трёх лет владеют компьютерами, планшетами, телефонами и другими современными «игрушками». Любую информацию они находят в них, и поэтому тем более нужно с ребёнком общаться и объяснять эту информацию, чтобы понимал, чего нужно читать, а чего – нет, что важно, а что – нет, во что верить, а во что – нет, и т.д.
— Как литератор и мама, что вы думаете по поводу сохранения чистоты языка и даже элементарной грамотности? Сегодня грамматика у ребят сильно «хромает», а вузы частенько выпускают едва грамотных учителей. С этим можно что-то сделать?
— Языком правильным и чистым должен владеть каждый гражданин своей страны! Это достояние народа, и безграмотность убивает просто! А почему «хромает» грамматика, так всё потому же, что дети не читают книг и не хотят учиться! А зачем, ведь всё есть в компьютере! Они сидят за ним сутками – даже друзья не приходят! Общение только виртуальное! Сделать можно, но для этого нужно вовлекать детей в разные полезные занятия: определять в какие-то кружки, водить на экскурсии, ходить с ними в походы – то есть развивать в ребёнке интерес к чему-либо. Одним словом, большая роль в этом принадлежит родителям. От них зависит всё. Если родители заинтересованы в том, чтобы их чадо росло всесторонне развитым и интересующимся, то они будут стараться и вряд ли позволят сидеть за компьютером сутками! А если родители сами находятся «в нём», и их раздражает любое обращение ребёнка к ним, так о чём тогда говорить?!
— Если бы вернулись в свои тринадцать, что бы себе пожелали?
— Ой, даже не знаю… Возможно, пожелала бы себе лучше учиться…
— А что бы вы хотели пожелать и своим коллегам – детским писателям, и своим маленьким читателям?
— Своим коллегам я хочу пожелать терпения, удачи и вдохновения в творчестве!
Ну, а маленьким читателям – любить книги и путешествовать по ним. Пусть они читают стихи и сказки с большим удовольствием и интересом, находя в них много полезного и нового для себя и своих друзей. Пусть наши дети растут в любви, понимании и заботе! Хочется, чтобы был мир во всём мире! Дай Бог всем нам спокойствия и просто человеческого счастья!
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА