Марина Фейгина: Детей нужно приучать к чтению с пелёнок!

Писать для ребятишек – работа приятная, но и ответственная. И, конечно, очень благодарная. Сегодня у нас в гостях замечательный детский автор Марина Фейгина

— Марина, поделитесь, в чём секрет детского писателя? Наверное, надо, для начала, много общаться с детьми?
— Ну, писатель, это громко сказано! Я считаю себя просто автором произведений для детей. Сколько себя помню, писала я всегда, и это были небольшие детективные повести… Они не сохранились, о чём, конечно, жалею. Писать для детей начала в 2000 году, когда появился на свет мой младший сын. Это было настоящим чудом, и оно произошло по приезду в Израиль.  И мне очень захотелось написать песню для своего малыша. Именно песню! Я позаимствовала уже знакомую мне мелодию, а стихи сочинила. Получилось неплохо, и я постоянно пела её моему мальчику. Ну, а потом я стала работать воспитательницей в частном детсаду. Стихи складывались сами собой, хотя стимулом были дети. Любая неординарная ситуация в саду, диалоги детей, их отношения между собой тут же показывались в стихах. Это было очень интересно! Поэтому у меня много стихов, связанных с детским садом. А ещё, я записывала смешные разговоры их, вопросы и так далее. Они у меня так и лежат в тетрадях….
— Что вы читали в детстве и юности? На каких книгах «росли»? Кто были ваши любимые детские писатели, литературные герои? Насколько читающая была ваша семья?
— Читала я всегда много, и всегда книг в доме было предостаточно. Библиотека постоянно пополнялась. До сих пор помню: Кира Булычёва, «Птичку певчую», серию «Проклятые короли», «Анжелику», а также Драйзера, Шарлотту Бронте, Булгакова, Бальзака, Чехова, Бунина, Золя, естественно, Есенина, Пушкина и многих других.
Я очень люблю детективный жанр и ещё много чего, всего не перечислишь… У меня и в Израиле очень много книг, некоторые мы привезли с собой, а многое уже покупали на месте. Сын старший постоянно покупает книги и читает. Прочитал Достоевского и Булгакова, хотя и на иврите.
Если вспомнить книги, которые читала в детсадовском возрасте и начальной школе, то это были все известные советские детские классики. И зарубежные, конечно.  
— Как вы считаете, современная детская литература на высоте? Чего и насколько ей, возможно, не хватает? Кого из нынешних сказочников или детских поэтов вы хотели бы «особо отметить»?
— Нет, я не считаю, что современная детская литература на высоте, хотя интересных и хороших авторов, пишущих для детей, предостаточно! Я знаю, что издательства с опаской относятся к современным авторам, и им спокойнее сотни раз переиздавать классиков, чем то, что им предлагают в настоящее время. А если и берутся за издание, то нужно выложить большие деньги, что не каждому по карману! Поэтому большинство современных авторов пишут в «стол». Максимум, что они ещё могут, так это участие в конкурсах, публикация своих работ на сайтах и в соцсетях.
Особо отметить хочется писателя (она действительно писатель с большой буквы) произведений для детей и взрослых Чеботарёву Людмилу. Она организатор международного конкурса «Арфа Давида», проходящего ежегодно в Израиле.
— Что вы думаете о дороговизне детских книг? Уместно ли ставить для этой категории литературы заоблачные цены?
— Да, действительно, книги для детей не дешёвые. Конечно, не уместно, но как это сделать, вот в чём вопрос???!!!  Без рисунков детскую книгу не оставишь, а они стоят дорого, хотя зависит от уровня художника. Для того, чтобы издать детскую книгу, нужно хорошо потрудиться, так как её оформлению отведена очень большая роль!  Отсюда и цены. В настоящее время  готовлю к изданию книгу со сказками и надеюсь, что она будет доступна каждому ребёнку.
— Детские книги – в чём их польза, воспитательный момент? С какого возраста надо приучать ребёнка к чтению?
— С пелёнок! Да, да, и это не описка! Есть специальные книжки-малютки, которые родители кладут в коляску или кроватку своего малыша.  У них все листы из твёрдого картона, чтобы можно было поставить в изголовье коляски или кроватки для обозрения малышом. Они бывают сделаны как гармошка, то есть раскладываются, и это очень удобно. Малыш крутит головой или лежит на боку или животике – и видит перед собой яркие и крупные картинки. Ему это интересно и нравится! И читать нужно ребёнку каждый день, независимо от возраста! Понемножку, с  интонацией и выражением. Можно начинать с небольших стишков, приучая его постепенно, и результаты долго не заставят вас ждать, они будут отличными! Я десять лет проработала с детьми и могу сказать точно: если с ребёнком занимаются, уделяют ему много времени, то это даёт отличные результаты и плоды! Такие дети хорошо учатся, имеют много интересов, они всё и всегда успевают, не страдают отсутствием концентрации внимания, меньше болеют и имеют много друзей.
— Дефицит чтения – есть в этом какая-то… опасность? Влечёт ли это негативные последствия?
— Конечно! Опасность в том, что нет развития языка, и, следовательно, отсутствует общение с друзьями и сверстниками.  Нет понимания от родителей! Никто ничему не учит и не помогает! Становится скучно и не интересно! От безделья появляются разные сомнительные «друзья», которые так же «скучают», и они находят общий язык, а потом и всё остальное…
— Интернет и засилие «телека» — это враги чтения? Возможно ли тут «мирное сосуществование»? Развивающие мультики – хорошие помощники? Есть ведь замечательные познавательные и интересные мульты, например, Саакянца. Могут ли они заменить живое чтение?
— Безусловно, нужен и «телек», и интернет, а развивающие мультики – это отлично, но всё должно быть в меру! Живое чтение заменить невозможно, и оно должно присутствовать обязательно! Одно другое не заменяет, но сосуществовать может и то, и другое.
— Надо ли оберегать детей от правды жизни, от несчастливого конца? Вообще, грустный конец – насколько это приемлемо в детской литературе?  
— Я считаю, что оберегать нужно лишь от того, чего ребёнок пока не понимает и не может принять в силу своего возраста или если есть проблемы с психикой… А так, говорить правду нужно ребёнку всегда, но иногда немного смягчить — в зависимости от ситуации. И невозможно, чтобы было всегда всё хорошо и «пушисто»! Ребёнок должен знать об этом, а иначе потом могут быть серьёзные проблемы в жизни! Он, будучи подростком и так далее, не будет вписываться в неё, так как воспитывался в «розовом цвете» и не знает реальной жизни! Отсюда развивается неуверенность в себе, в правильности принятий решений и поступков. Неумение постоять за себя и свои идеи, и так далее.
В литературе  конец книги не всегда должен быть счастливым и справедливым, хотя такое случается крайне редко. Но мы живём в мире высоких технологий, и дети уже с двух-трёх лет владеют компьютерами, планшетами, телефонами и другими современными «игрушками». Любую информацию они находят в них, и поэтому тем более нужно с ребёнком общаться и объяснять эту информацию, чтобы понимал, чего нужно читать, а чего – нет, что важно, а что – нет, во что верить, а во что – нет, и т.д.
— Как литератор и мама, что вы думаете по поводу сохранения чистоты языка и даже элементарной грамотности? Сегодня грамматика у ребят сильно «хромает», а вузы частенько выпускают едва грамотных учителей. С этим можно что-то сделать?
— Языком правильным и чистым должен владеть каждый гражданин своей страны! Это достояние народа, и безграмотность убивает просто! А почему «хромает» грамматика, так всё потому же, что дети не читают книг и не хотят учиться! А зачем, ведь всё есть в компьютере! Они сидят за ним сутками – даже друзья не приходят! Общение только виртуальное! Сделать можно, но для этого нужно вовлекать детей в разные полезные занятия: определять в какие-то кружки, водить на экскурсии, ходить с ними в походы – то есть развивать в ребёнке интерес к чему-либо. Одним словом, большая роль в этом принадлежит родителям. От них зависит всё. Если родители заинтересованы в том, чтобы их чадо росло всесторонне развитым и интересующимся, то они будут стараться и вряд ли позволят сидеть за компьютером сутками! А если родители сами находятся «в нём», и их раздражает любое обращение ребёнка к ним, так о чём тогда говорить?!
— Если бы вернулись в свои тринадцать, что бы себе пожелали?
— Ой, даже не знаю…  Возможно, пожелала бы себе лучше учиться…
— А что бы вы хотели пожелать и своим коллегам – детским писателям, и своим маленьким читателям?
— Своим коллегам я хочу пожелать терпения, удачи и вдохновения в творчестве!
Ну, а маленьким читателям – любить книги и путешествовать по ним. Пусть они читают стихи и сказки с большим удовольствием и интересом, находя в них много полезного и нового для себя и своих друзей. Пусть наши дети растут в любви, понимании и заботе! Хочется, чтобы был мир во всём мире! Дай Бог всем нам спокойствия и просто человеческого счастья!

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика