Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Укус крысы. Издатель Т. и его, такие разные, женщины

Автор книги: Ингер Фриманссон
Название книги: Крысоловка
Издательство: Фантом Пресс
Год издания: 2014

Никогда не могу устоять перед обаянием скандинавского триллера, потому и выбрала Ингер Фриманссон с её психологической драмой «Крысоловка». Именно так я бы определила жанр романа, потому что от триллера в его классическом понимании в романе присутствуют лишь отдельные детали. Пусть так, тем более что в целом книга получилась неплохой

Всю историю писательница разбила на части, а внутри каждой части есть ещё главы, повествование в которых ведётся от лица кого-либо из персонажей, кстати, весьма немногочисленных. Удачная идея, на мой взгляд, подобным образом структурировать крысоловку: дверца поднята, пружина растянута, жертва подходит, потом попадается в адское приспособление, затем борется в меру своих дарований. А читателю меж тем заведомо ясно, что без потерь ловушку не покинешь, каков бы ни был результат борьбы.

Сразу отмечу, в ожидании триллера читателю придётся «перемучить» первую часть, в которой как бы нет сюжета вовсе, т.е. вот совсем ничего не происходит. Если удастся перебороть желание захлопнуть эту тягомотину покрепче и отложить подальше, то и награда не заставит себя ждать, ибо действие-таки начнётся. С первых же страниц второй части. И сразу становится понятным, зачем нужно было столь длинное блёклое вступление: так выглядят у писательницы «штрихи к портрету». Точнее, к портретам действующих лиц «Крысоловки», в большинстве своём являющихся психологическими инвалидами, в разной степени владеющими искусством маскировки под нормальных людей.

Итак, роскошный мужчина средних лет, бизнесмен-издатель Титус окружён толпой дам, пребывающих в разной степени вменяемости. Где-то уже ближе к концу истории придётся сделать вывод, что Титус — банальный лузер, скрывающийся за презентабельным фасадом. На смертном одре не придумал ничего лучше, чем устроить очную ставку всем своим женщинам. Зачем? Затем, что он — недалёкий слабак. Более ли менее избежала участи жертвы, пожалуй, лишь первая жена, счастливо покинувшая его ещё в молодости. Потому что потом у мачо понеслось.

Сначала он вторгся в жизнь самодостаточной и очень сильной, одинокой матери Розы, блёклой и неказистой. И зажили они большой счастливой семьёй: Роза с сыном и сам Титус с дочками. Дети выросли, а у стареющего героя-любовника случился «бес в ребро». Нестандартный, впрочем, бес. Розу, покой которой грамотный сердцеед смутил много лет назад, заставив поверить, что он — её настоящее и необходимое счастье, однажды бросает не ради двадцатилетней модели, напротив, его новая избранница оказывается сверстницей. Но, видно, вкус переменился, либо вообще мы имеем редкий экземпляр, волею природы или обстоятельств лишённый ярко выраженной модели физических предпочтений. Так или иначе, красавец-мужчина выбирает маловыразительных дам. История умалчивает о том, что, может, жена была красавица. Ну, та, которая сбежала, оставив его с малолетними детьми. И теперь подсознательно и весьма примитивно герой полагает, что дурнушка никуда не денется? Впрочем, возможно, он также великодушно считает, что физиологически все женщины одинаковы, а простушки достойны нежности и заботы ничуть не в меньшей степени, нежели красотки — тогда ему респект, конечно. В общем, так ли или иначе, но Ингрид — обладательница крупной фактуры. Естественно, одинокая, давно простившаяся с мечтами о личной реализации, только вовсе не сильная: ни физически, ни духовно. И тут является ей принц! В смысле, Титус, со своим сильными руками, весь такой успешный, самозабвенно задаривающий эротичным бельём. Неформатная снаружи и добрая внутри, Ингрид не могла не пасть жертвой неотразимой харизмы. Впрочем, безоблачного семейного счастья бедняжка не познала, т.к. ложка дёгтя в лице выросших дочурок Титуса, двух воинствующих мерзавок, изрядно отравляла идиллию.

Однако ничто не вечно, и великолепного мужчину читатель обнаруживает тяжелобольным. Надо сказать, в душе он бесконечно мил. Ещё бы, иначе нашёл бы способ справиться с необоснованной агрессивностью своих великовозрастных крошек, направленной на ни в чём не повинную любимую женщину! И столь же слеп в том, что в народе называется «разбираться в людях». Так вот, без тайного умысла, он не находит ничего более удачного, чем отправить свою рыхлую овечку в пасть жилистой волчице, потому что ему необходимо успокоить совесть, сказав последнее «прости» той, которой неосмотрительно обещал нечто прямо противоположное тому, что нечаянно над ней учинил. Итак, с приглашением к покинутой Розе отправляются не обожающие её и обожаемые ею девочки, а виновница краха всей её жизни — Ингрид.

И вот с этого момента начинается настоящая «крысоловка», в которой не обойдётся даже и без настоящих крыс, единственных на сегодняшний день и потому исступлённо любимых спутников преданной любимым Розы. Дама — несокрушимая, и друзья — абсолютно ей под стать! Вернее, подруги, потому что от самцов Роза безжалостно избавлялась. Вероятно, срабатывала психологическая защита: она уничтожала самцов примерно так же, как другой самец (не мужчина!) однажды уничтожил и её доверие. Кто-то удивлённо, с недоверием, пожмёт плечами: мол, могла бы завести кошку, зачем же так экстремально? Просто надо чувствовать сущность Розы, благо Фриманссон добросовестно её обрисовала, такая женщина опасна по-настоящему, выбор ею компании достаточно логичен.

Что мы имеем в итоге? Роза слишком сильна и независима. Ингрид слишком слаба и несамостоятельна. Дочки Титуса — такие юные, но бесповоротно жестокие. Сам Титус составил несчастье каждой из своих жён и уж точно повинен  в беспричинной злобности своих наследниц. Отчего так происходит в жизни? Никто никому не желает зла. Вроде бы… Чего недостаёт людям? Простите, может быть, ума? Некоторым героям — однозначно. Не исключено также, что чувства ответственности за свои поступки? Однозначно это про Титуса. Не хватает духовности, и, как следствие, доброты, милосердия, умения прощать? Без сомнения, и такие экземпляры найдутся в «Крысоловке»…

В общем, история у шведской писательницы получилась сильной, широкого психологического толкования и очень метафоричной. По большому счёту, все в романе крысами перекусаны, некоторые к тому же этими крысами ещё и являются сами: злыми, изворотливыми, хитрыми. Есть, конечно, и вечные, как водится, жертвы, не без этого. Они уж по жизни таковы, как будто созданы для того, чтобы угождать в западни…     

Часто приходится слышать о том, что современные шведские авторы как-то всё очень сгущают, у них буквально псих на психе сидит и психом же ещё погоняет. Так вот — нет. Скандинавский триллер как раз тем и хорош, что отражает жизнь. Излишне концентрированным это отражение может казаться лишь тем, кто этой жизни совсем не знает. Либо боится правды, предпочитая порхать в уютной, трепетно взращённой инфантильности.

Такова и «Крысоловка» Ингер Фриманссон — глубочайшая психологичность поступков людей и абсолютная реальность всего описываемого. Если только немного не хватает динамизма для права называться наикрутейшим триллером со «всеми оттенками тайны». Но это вовсе не недостаток. Напротив, лишнее доказательство приближённости к правде жизни, сколь бы пафосно это не прозвучало. Небольшому количеству граждан, к счастью, выпадает в жизни шанс отбиваться от маньяка-психопата с топором. Зато куда более солидное число рискует однажды оказаться в «крысоловке». Почему? Потому что мы все — среднестатистические герои Фриманссон. Мы живём так, как живём; поступаем так, как нам свойственно; любим или ненавидим, не заморачиваясь поиском причин; страдаем и боремся (или не боремся) как умеем. От стремительного броска беспощадной в своей безумной правоте крысы никто не застрахован. Даже более того, мы до определённого момента своего существования даже не подозреваем, что и сами способны на подобный бросок.

Вот, пожалуй, то главное, что мне удалось разглядеть в романе Ингер Фриманссон. Весьма неплохое знание, как мне кажется. Буду и впредь дружить с этими шведами, которые в одной только им свойственной, поистине убийственной, манере раз за разом убеждают меня в том, что вся моя жизнь — один сплошной триллер по сути.

Людмила ЧЕРНИКОВА  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика