Не сказывается ли подростковая фантастика негативно на мальчишеской самооценке?
Если Эдвард Каллен имел бы большой нос, смогла бы Белла влюбиться в него? Великолепные ребята из подростковой романтической фантастики могут сослужить плохую службу реальным тинейджерам с их прыщами и брекетами.
Романтическая фантастика очевидным образом создаётся для девочек – независимо от того, насколько неловкой или неуклюжей считает себя читательница, роман всё равно вдохнёт в неё надежду на то, что принц может явиться и к ней. Сколько бестселлеров теперь эксплуатируют образ неуклюжей, неустроенной девочки-подростка, в которую, несмотря ни на что, всё-таки влюбляется красивый молодой вампир / ангел / демон (нужное подчеркнуть)? Чуть более чем все, по меньшей мере.
Все эти приключения Клари (в «Орудиях смерти») или Беллы (в «Сумерках») подаются под тем соусом, что позволяют повысить самооценку читательниц, заверяя их, что желать для себя больше – это нормально. Но какой мэсседж при этом они посылают читателям -мужчинам? Вы когда-нибудь читали подростковую фантастику, в которой героиня влюбляется в тучного мальчика? Или в такого, который улыбается не разжимая губ, чтобы не продемонстрировать свои жёлтые зубы? Если Эдвард Каллен имел бы большой нос, смогла ли Белла влюбиться в него? Возможно, нет. С другой стороны, читатели никогда не узнают этого.
Не могу не задаться вопросом, что было бы, будь всё наоборот – если героями романтических романов были бы мужчины, которые бы влюблялись в красивых, весёлых, остроумных , уверенных в себе, богатых, добрых, игривых девушек? Впрочем, да, уже слышу ваши аргументы – это априори девчачий жанр, полагаете вы. А вы ходили в кино хотя бы на одну из частей фильма «Сумерки»? Если да, то вы и сами видели – девушек там было не сильно больше, чем парней. И что же увидели эти парни? Вместо того, чтобы дать мальчикам импульс к повышению самооценки, эти истории сообщают им, что девушка ни за что не влюбится в их выступающую челюсть.
Евгений ВИХАРЕВ