Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Мариэтта Чудакова: «Классика — это шифр, которым переговариваются русские люди»

По мнению одного детского писателя, ребёнку нужно читать не нотации, а книги. Какие именно? Разобраться в этом родителям помогает доктор филологических наук Мариэтта Чудакова.
Порталу «Пиши-Читай» критик и писательница рассказала о пороках современного образования, а также объяснила, зачем заучивать Грибоедова и читать школьникам вслух.

— Педагоги и родители утверждают, что у детей пропадает интерес к чтению. Книгу вытесняют компьютеры, телевизоры, модные гаджеты. Как же привлечь внимание школьников к литературе?
— Я помогаю учителям и родителям своим трёхтомником «Не для взрослых». Моя цель — заинтересовать ребёнка рассказом. Для этого я обрываю историю на самом интересном месте и прошу дочитать её уже самостоятельно. Родители рассказывали мне, что дети «клюют» на это и у них появляется интерес к чтению.
На мой взгляд, ребёнок воспитывается следующим образом: учится в школе, а образование в широком смысле получает двумя способами — в семье и подбором книг, которые ему дарят. Несмотря на то, что я филолог, думаю, даже самая лучшая классика ничему не учит взрослого человека, — он может читать Достоевского, Толстого, но после этого пойти совершать преступления. А до 16 лет литература учит в высшей степени. И от того, какие книги попали в руки ребёнку, зависит, каким он станет.
Именно для этого я отвлекаюсь от своей непосредственной научной работы, — чтобы помочь родителям. Я дарю им самое ценное, что есть у взрослого человека — время. Вместо того, чтобы вести душеспасительные беседы о литературе со своим ребёнком, они могут дать ему мою книгу и сказать: «Почитай и скажи, что из того, что рекомендует Чудакова, тебе купить».
— Скажите, а зачем учить классику наизусть?
— Конечно, не только для развития памяти. Есть гораздо более серьёзные основания. В единую российскую нацию нас всех объединяют две вещи: общий государственный язык и общий запас наследия классики. Многие знают наизусть отрывки из «Евгения Онегина», «Горя от ума». Пушкин в своё время сказал: «Какие стихи! Половина войдёт в пословицы». Но вошло даже больше, чем половина.
Допустим, мы с вами перекидываемся словами: «Дома новы, но предрассудки стары». Я по вашему лицу вижу, вы понимаете, что это из Грибоедова. А теперь представьте, что рядом сидят подростки, которые не учили этого в школе. Они не понимают наши фразы, им не ясно, о чём мы с вами говорим. Выходит, классика — это тот шифр, которым переговариваются русские люди. Я считаю, что каждый человек, оканчивая 11 классов, должен знать одну главу «Евгения Онегина» наизусть. Если найдутся учителя, которые меня поддержат, это будет здорово. Крылов, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Тютчев — это наш запас и основа разговора в более-менее образованном обществе.
— Сегодня много пишут о новой программе по литературе, из которой хотят убрать львиную долю классики. Еще озвучен вариант, что для учителя будут четко прописаны вопросы и проблемы, которые надо освещать при анализе произведения. Как Вы относитесь к таким возможным нововведениям?
— Сейчас школьный учебник набит псевдолитературоведением и длинными формулировками, например, о реализме. А ведь четко определить эти понятия не могут даже ученые. Мой муж, Александр Павлович Чудаков, был специалистом по XIX веку. Представьте себе, что ни в одной своей работе ни о Чехове, ни о Пушкине, он ни разу не употребил слово «реализм». Он говорил, что это смутное понятие, и если его использовать, то слишком многое пришлось бы объяснять. Но что же тогда делать на уроках, если свести до минимума это псевдолитературоведение? Я предлагаю 30 из 45 минут читать вслух.
— Однако сегодня во многих школах это считается пустой тратой времени.
— Да, я знаю, что в Департаменте образования одной учительнице, которая читала вслух на уроках, сделали выговор. Её нужно было хвалить за это, а не ругать! Для того, чтобы из школы вышли подростки, знающие «Станционного смотрителя», «Капитанскую дочку», «Мёртвые души» и хотя бы частично «Войну и мир», нужно читать на уроках вслух. И я считаю, интереснее, если чтение переходит от одного ученика к другому, как пьеса, спектакль. Любой чиновник должен понимать, что если школьник не услышит это произведение на уроке, то он может не узнать его никогда.
— Считаете ли Вы правильным ограждать детей от тяжёлых книг? Например, от произведения Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»?
— Здесь не может быть двух мнений, с этим произведением обязательно нужно знакомиться. Иногда говорят, что не нужно рассказывать детям о страшном, что со временем они и так это узнают. Я же совершенно убеждена, что если лет до 16 подросток не приучится к сопереживанию, если страдания неизвестных ему людей не затронут его в этом возрасте, то они не затронут его уже никогда.
— А как Вы относитесь к возможному созданию единого учебника по литературе?
— Категорически против! Я уверена, что преподавание зависит, прежде всего, от учителя. Да и кому мы можем поручить написать его? Несколько лет назад активно продвигали учебник сначала под редакцией Филиппова, потом — под редакцией Данилова. Этот профессор был заведующим кафедрой в педагогическом университете и председателем специализированного совета. Год назад он уволился с этих должностей с большим скандалом, — оказалось, утверждал плагиаторские диссертации. Можно только гадать, какая ситуация предшествовала этим защитам и какое доверие может быть к человеку, который пошёл на такие подлоги.
Но по его пособию продолжают заниматься. А прежде чем написать свой последний учебник, по истории, он опубликовал в Интернете его концепцию с 1900 по 1945 год. Например, было предложено считать репрессированными только людей, приговорённых к смертной казни и расстрелянных. Выходит, наша Вечная мерзлота набита костями погибших, но они не были репрессированы! И это было написано в одном из вариантов единого учебника. Именно поэтому я считаю, что учебное пособие должен выбирать преподаватель. Да, может быть, это сложно для родителей, но, тем не менее, результаты обучения будут намного лучше.

Беседовала Дарья ФИЛИППОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика