Оккультные игры с привкусом ванили
Название книги: Тёмная материя
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2014
Питер Страуб — один из современных американских «мастеров ужаса» наряду со Стивеном Кингом, Дином Кунцем, Ричардом Лаймоном и другими. Новинка от Страуба — роман «Тёмная материя» анонсирована как жуткий и леденящий душу мистический триллер. Что скрывается под такими громкими заявлениями?
1966 год, сложное для Америки время — период Вьетнама, антивоенных бунтов и общественного недовольства. Пышным цветом на благодатной почве разрастаются различные мистические учения и секты, из ниоткуда появляются тысячи «гуру», готовых нести свет истины в обмен на выпивку и ночлег. Один из таких гуру — человек по имени Спенсер Меллон, останавливается в городке под названием Милуоки с целью провести некий магический ритуал. Он быстро находит себе «паству» — компанию из нескольких местных старшеклассников и трёх студентов. Меллон моментально очаровывает подростков, они готовы идти за ним куда угодно, и соглашаются на все его эксперименты. В итоге, ритуал проведён. Как результат — один из участников убит какой-то неизвестной силой, другой бесследно исчезает, третий на долгие годы попадает в психиатрическую клинику. Участники молчат.
Через несколько десятков лет единственный человек из той компании, кто не захотел знакомиться со Спенсером Меллоном, и не участвовал в ритуале — Ли Гарвелл, ставший известным писателем, решает, наконец, разобраться в этой истории и узнать, что же на самом деле произошло в тот вечер на лугу возле университета. Тем более, что об этом уже тридцать лет молчит его жена — непосредственная участница ритуала. Ли собирает старых друзей, узнаёт их версии произошедшего — и всё-таки докапывается до истины.
Завязка романа очень затягивает — автор удачно начинает книгу с воспоминаний о шестидесятых, о юности пятерых друзей из маленького американского провинциального городка. У каждого из них своя история, своя семейная драма. Именно это, возможно, толкает ребят к Меллону — ведь рассказчик Ли, не поддавшийся искушению познакомиться с «гуру» — единственный из друзей вырос в благополучной семье. У остальных — семьи из «социального дна», родители-алкоголики, отчаянное желание чуда, которое поможет вырваться из надоевшей и серой повседневной рутины, чудес от которой уж точно ждать не приходится. Атмосфера эпохи и заманчивые намёки на мистику не дают оторваться от книги, но, к сожалению, по мере повествования интерес постепенно ослабевает.
Когда основная интрига романа звучит как: «Что же там произошло?», от кульминации ожидаешь как раз ответа на этот вопрос. Но, почему-то, о произошедшем на лугу мы узнаем уже к середине, а в качестве кульминации автор выбрал рассказ жены главного героя, Ли Труа, по прозвищу «Минога». На мой взгляд, это не самый удачный ход — уж слишком значимое место занимает к концу Минога, она буквально возводится мужем в ранг полубогини, а кульминация в итоге — слабовата. Ждёшь уж точно чего-то более значимого и масштабного. Концовка ещё хуже — к финалу повествование скатывается в совсем уж слащавую пастораль, годящуюся больше для мелодрамы или комедии, но никак не для хоррора.
Язык романа — очень выхолощенный и рафинированный, что создаёт исчерпывающее представление о Ли Гарвелле, от лица которого ведётся повествование. Много внимания уделяется мелочам типа марок вина или одежды, описанию распития коктейлей и внешнего вида героев. При этом, повествование довольно рваное — кроме прямой речи, в тексте есть рассказы других героев от третьего лица. Это вполне вписывается в канву романа — ведь Ли Гарвелл сам пишет книгу о событиях 1966, и как бы предоставляет нам свои отрывки.
Отдельно хочется сказать про мистическую составляющую — ведь перед нами хоррор. Вообще, тема оккультизма, магических ритуалов и демонов — одна из самых избитых в хорроре, наряду с зомби, вампирами и приведениями. Поначалу автору удавалась действительно оригинальная подача этой банальной темы, некоторые моменты по-настоящему нагоняют жуть. В оккультизме Страуба есть что-то от очаровательного и иррационального безумия Лафкрафта, и поначалу грань между банальностью и оригинальностью автор выдерживал блестяще. Но к концу… не дотянул — это первое впечатление от прочитанного. Автор как будто поставил себе слишком высокую планку, и не смог дотянуться до неё. К концу мистическая составляющая скатывается в банальность и пошлость, и это очень обидно — ведь так здорово всё начиналось.
Так же бездарно слита одна из самых интересных и интригующих линий сюжета — линия Кита Хейворда, одного из студетнов-участников ритуала, начинающего маньяка. В начале книги нам предоставлено целое расследование о его жизни и психическом расстройстве и… всё. Почему автор не развил эту тему? Очень жаль.
В общем, у меня создалось впечатление, что Страуб поставил себе целью дожать повествование до хеппи-энда. А раз уж Главное Событие закончилось плохо, значит, надо придать ему положительное значение, оправдать всех плохих, и показать в сиянии света хороших. И это совершенно убило весь хоррор в этом «романе ужасов».
Кристина МУРАТОВА