Оккультные игры с привкусом ванили

Автор книги: Питер Страуб
Название книги: Тёмная материя
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2014

Питер Страуб — один из современных американских «мастеров ужаса» наряду со Стивеном Кингом, Дином Кунцем, Ричардом Лаймоном и другими. Новинка от Страуба — роман «Тёмная материя» анонсирована как жуткий и леденящий душу мистический триллер. Что скрывается под такими громкими заявлениями?

1966 год, сложное для Америки время — период Вьетнама, антивоенных бунтов и общественного недовольства. Пышным цветом на благодатной почве разрастаются различные мистические учения и секты, из ниоткуда появляются тысячи «гуру», готовых нести свет истины в обмен на выпивку и ночлег. Один из таких гуру — человек по имени Спенсер Меллон, останавливается в городке под названием Милуоки с целью провести некий магический ритуал. Он быстро находит себе «паству» — компанию из нескольких местных старшеклассников и трёх студентов. Меллон моментально очаровывает подростков, они готовы идти за ним куда угодно, и соглашаются на все его эксперименты. В итоге, ритуал проведён. Как результат — один из участников убит какой-то неизвестной силой, другой бесследно исчезает, третий на долгие годы попадает в психиатрическую клинику. Участники молчат.

Через несколько десятков лет единственный человек из той компании, кто не захотел знакомиться со Спенсером Меллоном, и не участвовал в ритуале — Ли Гарвелл, ставший известным писателем, решает, наконец, разобраться в этой истории и узнать, что же на самом деле произошло в тот вечер на лугу возле университета. Тем более, что об этом уже тридцать лет молчит его жена — непосредственная участница ритуала. Ли собирает старых друзей, узнаёт их версии произошедшего — и всё-таки докапывается до истины.

Завязка романа очень затягивает — автор удачно начинает книгу с воспоминаний о шестидесятых, о юности пятерых друзей из маленького американского провинциального городка. У каждого из них своя история, своя семейная драма. Именно это, возможно, толкает ребят к Меллону — ведь рассказчик Ли, не поддавшийся искушению познакомиться с «гуру» — единственный из друзей вырос в благополучной семье. У остальных — семьи из «социального дна», родители-алкоголики, отчаянное желание чуда, которое поможет вырваться из надоевшей и серой повседневной рутины, чудес от которой уж точно ждать не приходится. Атмосфера эпохи и заманчивые намёки на мистику не дают оторваться от книги, но, к сожалению, по мере повествования интерес постепенно ослабевает.

Когда основная интрига романа звучит как: «Что же там произошло?», от кульминации ожидаешь как раз ответа на этот вопрос. Но, почему-то, о произошедшем на лугу мы узнаем уже к середине, а в качестве кульминации автор выбрал рассказ жены главного героя, Ли Труа, по прозвищу «Минога». На мой взгляд, это не самый удачный ход — уж слишком значимое место занимает к концу Минога, она буквально возводится мужем в ранг полубогини, а кульминация в итоге — слабовата. Ждёшь уж точно чего-то более значимого и масштабного. Концовка ещё хуже — к финалу повествование скатывается в совсем уж слащавую пастораль, годящуюся больше для мелодрамы или комедии, но никак не для хоррора.

Язык романа — очень выхолощенный и рафинированный, что создаёт исчерпывающее представление о Ли Гарвелле, от лица которого ведётся повествование. Много внимания уделяется мелочам типа марок вина или одежды, описанию распития коктейлей и внешнего вида героев. При этом, повествование довольно рваное — кроме прямой речи, в тексте есть рассказы других героев от третьего лица. Это вполне вписывается в канву романа — ведь Ли Гарвелл сам пишет книгу о событиях 1966, и как бы предоставляет нам свои отрывки.

Отдельно хочется сказать про мистическую составляющую — ведь перед нами хоррор. Вообще, тема оккультизма, магических ритуалов и демонов — одна из самых избитых в хорроре, наряду с зомби, вампирами и приведениями. Поначалу автору удавалась действительно оригинальная подача этой банальной темы, некоторые моменты по-настоящему нагоняют жуть. В оккультизме Страуба есть что-то от очаровательного и иррационального безумия Лафкрафта, и поначалу грань между банальностью и оригинальностью автор выдерживал блестяще. Но к концу… не дотянул — это первое впечатление от прочитанного. Автор как будто поставил себе слишком высокую планку, и не смог дотянуться до неё. К концу мистическая составляющая скатывается в банальность и пошлость, и это очень обидно — ведь так здорово всё начиналось.

Так же бездарно слита одна из самых интересных и интригующих линий сюжета — линия Кита Хейворда, одного из студетнов-участников ритуала, начинающего маньяка. В начале книги нам предоставлено целое расследование о его жизни и психическом расстройстве и… всё. Почему автор не развил эту тему? Очень жаль.

В общем, у меня создалось впечатление, что Страуб поставил себе целью дожать повествование до хеппи-энда. А раз уж Главное Событие закончилось плохо, значит, надо придать ему положительное значение, оправдать всех плохих, и показать в сиянии света хороших. И это совершенно убило весь хоррор в этом «романе ужасов».

Кристина МУРАТОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика