Бессмысленное, или Ускользнувшая философия
Название книги: Безымянное
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2014
Дурная голова ногам покою не даёт.
Фрукт определённо хорош: нежного солнечного окраса, бесподобной сочности и вместе с тем волнительно упруг. Вот только про вкус ничего сказать не получается, потому что он, увы, отсутствует. Либо со вкусовыми рецепторами у вкусившего многообещающего плода что-то не то. Но это всё равно ничего не меняет, результат-то тот же самый: разочарование.
«Безымянное» от американца Джошуа Ферриса, к сожалению, ещё и бессмысленно. Дальше аннотации к роману можно было бы и не читать, ибо автору раскрыть интригу, на что же такое у бедняги Тима открылись глаза «у входа в вечность», не удаётся. В последней главе, где больной безымянным недугом уже бредит, вроде мелькают какие-то проблески философии, но настолько беспомощные, даже призрачные, что лучше б их не было вовсе. Вместо столь вялых, отдающих к тому же чем-то никак уж не оригинальным, претензий на смысловое наполнение придумал бы лучше автор название загадочной немощи своего странствующего философа! А так… Простите, но все блуждания и самоотречения избранного высшими силами мученика выглядят самоцелью и рождают только один вздох: дурная голова ногам покою не даёт.
Тим (и автор, ясное дело), конечно же, спорит. Он утверждает, что не в мозгах дело. Ох, да ладно вам, уважаемый сочинитель, конечно, в них, родимых, корень бед. Всегда. Послушался бы народной мудрости, глядишь, книжища-то и засияла.
Кроме того, имело бы смысл где-нибудь в развязке обозвать уж как-нибудь это своё не новое «безымянное». И расширить. И обосновать. Как-то явно недостаточно чего-то «идиопатического», мелькнувшего пару раз в тексте. Читатели ведь всё-таки «интеллектуального бестселлера» ждут. Нет, правда, зачем тогда писал? А главное — о чём?
Не о том же, в самом деле, что герой дострадался до цинизма? Причём в отношении единственного человека на свете, который носился с ним, неполноценным, как с писаной торбой. Эх, даже противно.
Но, возвращаясь в этой рецензии к теме фрукта, приходится помнить, что о вкусах не спорят. Да, мои ожидания сенсационных открытий бессовестно обмануты. Надежды, тем не менее, живы. Может статься, однажды некий читатель с достаточно тонким вкусом растолкует, в конце концов, в чём соль. Просьба одна: убедительно разжевать, ибо, как известно, недостаточно много раз произнести «халва», чтобы во рту слаще стало.
Ладно, о хорошем. На фрукты ведь можно просто смотреть. И если не пытаться их надкусить, то о вкусе ничего и не узнаешь, и тогда они останутся прекрасными и ароматными. Примерно такими же, как роман «грустного философа» Ферриса. Хорошо структурированный и динамичный, с пребывающим в безукоризненном развитии сюжетом, с объёмными образами. Чего-то досадно не хватает? Ну да, сердцевины. Того самого ядрышка, которому положено прорастать в душу читающего и вносить смятение в разум. Эх, опять я о своём, просто как тот вшивый — про баню.
А ещё, вдохновившись спелым плодом на красивом блюде, можно написать натюрморт. Я тоже положила перед собой книгу. Но сколько бы раз взгляд не падал на фразу «интеллектуальный бестселлер», муза молчит, и рецензию написать не получается. Маркетологи уверяют, что писатель умеет «находить глубину в обычных вещах», вот и я раньше о себе тоже так думала. Пока «Безымянное» не указало мне на вопиющую самонадеянность в данном деликатном вопросе.
Однако же надо что-то предположить хотя бы! Иначе как советовать к прочтению книгу, в которой заявлена интрига? И ещё какая интрига! Ей предписано, ни много ни мало, раскрыть глаза на что-то исключительно ценное. Не только глаза несчастного Тима Фарнсуорта, но и читателя, надо думать. Попробую включить фантазию, раз сознание в ступоре.
Итак, прогулки закончены, странник очень тихо и внимательно умирает. Он буквально слышит, как умирает: «Тебе не нужно больше вставать, говорила ему тишина. Не нужно больше идти, не нужно искать пищу, не нужно таскать тяжёлый надоевший груз…»
В этих словах есть философия, бесспорно. Нормальная мысль, хоть и не блещет свежестью. Проиллюстрирована просто семиклассником, вот что. Понадрал, понимаешь, идей и образов, а увязать не случилось.
Мне сейчас тоже вот тишина шепчет: как хорошо, что тебе больше не нужно искать смысл в бессмысленном. Пусть другие попробуют: может им повезёт. Если же — нет, так ведь их предупреждали…
Людмила ЧЕРНИКОВА