Марк Солонин: «Полки книжных магазинов сегодня завалены горами псевдо-исторической макулатуры»

Марк Солонин не считает себя писателем. Скорей историком, а свои труды — историческими исследованиями, реже и меньше — политической публицистикой. Однако совокупный тираж его книг для нашего времени просто невероятен — четверть миллиона экземпляров. И это не может не вызывать уважения к человеку, который берёт факты для книг не с потолка, а кропотливо, день за днём, год за годом изучает и анализирует исторические документы. О том, легко ли сегодня писать правду, мы и беседуем с Марком Солониным.

— Марк Семёнович, не боязно вам было: писать-то начали в 1984 году, в самый расцвет развитого социализма? Даже за рукописный труд могли объявить шпионом и посадить.
— Каждый человек — и я тут вовсе не стал исключением — делает в своей жизни много такого, от чего страшно. Кто-то ползает по горам, кто-то дерётся в тёмных подворотнях, кто-то работает испытателем, многие с риском для жизни пьют и нюхают вредные вещества. Да, я выбрал не самый распространённый в России способ искушать судьбу, но и у этого есть простое объяснение. Я с детства страдаю повышенным чувством интеллектуальной брезгливости, т. е. когда мне приходится слушать наглое враньё, то испытываю почти физическую боль. Мои исследования в области истории ВОВ — это попытка унять боль, вызванную многолетним советским враньём.
— Всё-таки как поразительно точно в рецензии на одну из ваших книг писал в журнале «Звезда» Самуил Лурье (к несчастию, безвременно ушедший из жизни):  «Более полувека тысячи и тысячи специальных людей в специальных же институтах, академиях, управлениях, издательствах производили и воспроизводили Специальное Военное Враньё». Почему же такие правдивые историки, как вы, остаются в меньшинстве, как вам кажется?
— А почему лошади едят овёс, а зайцы любят морковку? Закон природы. Историк — это человек, который производит продукт, продать который за более-менее ощутимые деньги можно только одному покупателю. Этот покупатель — государство. Основное сырьё для производства (архивы) находится в безраздельной собственности одного монополиста — государства. Такие обстоятельства делают любого историка чрезвычайно зависимым, подневольным человеком. Эпоха Интернета парадоксальным образом нанесла сокрушительный удар по последним островкам интеллектуальной свободы. Причём я это всё проверил на себе: если в начале «нулевых годов» при моих тиражах (а они ненормально высокие для интеллектуальной литературы) можно было хотя бы обеспечить простое физическое выживание (еда, коммуналка, билет в трамвай), то сегодня — уже нет. А затраты на производство очень высоки — я же не писатель, который может извлекать текст из созерцания цветущей сакуры, мне надо работать с документами, а это долго, нудно и, если ты не живёшь в Москве, довольно дорого.
— Сергей Мироненко не устаёт повторять: архивы открыты — их просто никто не хочет читать. Это правда?
— Интересный вопрос. Кажется, именно Ленин про подобные случаи писал: «По форме — верно, по сути — издевательство». Да, архивы открыты. Переместить своё физическое тело через проходную ЦАМО в Подольске проще простого — приходишь с паспортом и подписываешь сугубо формальное заявление с просьбой допустить до работы с документами. Ни «направления», ни «рекомендации», ни учёного звания не требуется. Правда, очень скоро выясняется, что огромный объём фондов всё ещё («ещё — это через 70 лет после окончания войны) засекречен. Дальше — ещё интереснее. В так называемых «особых папках Политбюро», которые с огромным шумом и помпой были рассекречены и выложены на всеобщее обозрение в РГАСПИ, ничего нет. Ни одной бумажки, ни одного словечка про визит Риббентропа в Москву, про подписание Пакта, про финскую войну… Про оккупацию Прибалтики одно слово нашлось — решение Политбюро от июня 1940 года про увеличение норм выдачи махорки и курительной бумаги для красноармейцев воинских частей, выполняющих «особое задание»… Вы думаете, что я шучу? Если бы… А в архиве у г-на Мироненко есть огромный фонд Комитета обороны (не путать с «Государственным комитетом обороны», созданным во время войны), из которого вычистили почти всё, но кое-что мне удалось найти. После того, как я опубликовал пару-тройку документов, эти дела ПОВТОРНО  ЗАСЕКРЕТИЛИ. Я уж молчу про архивы ФСБ, архив Внешней политики (МИД), загадочный «архив Президента» (у нас в России президентство с 1991-го года, откуда архив-то взялся, и почему в нём прячут бумаги 1941 года?), работать в которых практически невозможно.
— Трудно ли переносить тот факт, что Специалисты Военного Вранья и их сторонники постоянно обвиняют вас в антипатриотизме?
— Легче лёгкого. Я действительно не считаю себя патриотом той страшной страны, кусочек истории которой я изучаю. Сталинскую империю зла я своей родиной не считаю, усатого выродка «отцом родным» не зову. Кстати, в порядке эксперимента попробуйте спросить у немецкого историка — любит ли он Гитлера, «третий рейх», и не плачет ли он от обиды, когда его публично обвиняют в недостаточно восторженном отношении к концлагерям. Впрочем, я как-то сразу и припомнить не могу — кто и когда обвинял меня в недостатке патриотизма? Обычные «предъявы» связаны с отсутствием у меня учёной степени и диплома, полученного на советской кафедре истории КПСС. Ещё технически безграмотные люди очень любят критиковать меня (инженера по образованию с опытом работы в авиационном ОКБ) за то, что я ошибся (как им кажется) в указании диаметра заклёпки на верхнем триммере киля «мессершмитта» — по их мнению именно из-за этой нано-заклёпки Красная Армия и откатилась до Тихвина, Москвы и Сталинграда.
— Вам не угрожали за правдивые книги? К суду не пытались привлекать за «клевету»?
— Угрожали чем? Уволить с работы? У меня нет ни работы, ни зарплаты. «Зарубить» защиту диссертации? Я не хожу к ним с подобными вопросами. А мои книги люди читают без разрешения от профессоров и «научных советов». Посадить или убить? И то, и другое денег стоит, а кто их станет платить? За бесплатно нынче только птички поют, а «заказать» меня некому, так как я никому не мешаю заниматься любимым делом, то есть рулить денежными потоками. По крайней мере, на сей момент всё это так; что будет дальше — сказать трудно, т. к. страна наша катится в пропасть с ускорением.
— И в советское время, и сейчас у нас огромное количество бездарных литераторов-графоманов. А вы: раз — и более четверти миллионов совокупного тиража.
— Если это вопрос, то на вопрос отвечаю: тиражи моих книг выше, чем у бездарных графоманов, по той причине, что я не бездарный графоман. Если вы спрашиваете, как мне это так ловко удалось («раз — и в дамки»), то отвечаю стихами: «Видишь, там на горе возвышается крест / Под ним десяток солдат / Повиси-ка на нём…».
По настоящему интересно совсем другое: почему полки книжных магазинов завалены горами псевдо-исторической макулатуры? Вопрос не в том — откуда набралось столько бездарных графоманов, их всегда было и будет много. Вопрос в другом — почему всё ЭТО издаётся? И вот только не надо говорить про «рынок» и «спрос, рождающий предложение». Какой спрос? На что?
Некий г-н Осокин сделал гениальное «открытие» — оказывается, Сталин заключил с Гитлером наисекретнейшую договорённость, в соответствии с которой Красная Армия концентрировалась у западных границ СССР для того, чтобы сесть в вагоны и отправиться к берегам Ла-Манша завоёвывать Англию! В качестве ответной любезности Сталин, якобы, разрешил немецким войскам проехать через территорию Советского Союза в Иран. Однако Гитлер подло обманул Сталина: немцы повыскакивали из вагонов с автоматами и с «засученными рукавами» (последнее обстоятельство г-н Осокин особо отмечает) разгромили Красную Армию. В качестве одного из подтверждений своей гипотезы г-н Осокин приводит факт выдачи личному составу некоторых частей Красной Армии трусов вместо кальсон — в трусах, по его мнению, удобнее переплыть Ла-Манш. Другим «доказательством» является обилие плавающих танков в Красной Армии, по мнению Осокина, плавающий танк (в лучшем случае способный переправиться через лесную речку) может пересечь Ла-Манш.
И вот такой феерический бред издаётся в прекрасном полиграфическом исполнении, на бюджетные деньги снимается «документальный» (как это???) фильм, с большой помпой презентованный в Москве; талантливый «первооткрыватель» раздаёт охапками интервью для центральный российских СМИ. Это покупатели своим рублём на рынке так проголосовали? Некий проходимец под псевдонимом Кремлёв сочиняет т. н. «дневники Лаврентия Берия», и это издаётся, печатается на бумаге, продаётся в книжных магазинах — даже без предупреждения о мистификации хотя бы самыми маленькими буковками. Один за другим печатаются уникальные по своему невежеству тексты некоего «танкового специалиста», который без тени смущения презентует себя так: «Не окончил два института — медицинский и педагогический, активист движения клубов любителей фантастики».
Для этой технологии я придумал замечательное название: «Утопить в дерьме». Работает безотказно. Если на полке магазина стоит сто книг с названиями типа «Роковой июнь 41-го», «Трагедия июня 41-го», «Страшная тайна июня 41-го», «Вся правда про июнь 41-го», и содержание 99 из них соответствует описанному выше бреду, то нормальная книга честного историка сможет оказаться в руках потенциального читателя только по удивительной случайности. Конечный итог — окончательно сбитая с толку публика, которая бормочет: «Все они врут… Правду мы всё равно не узнаем… Да и что такое правда…».  
Кстати, именно эта технология, отработанная ранее на такой «мелочи», как история войны, предстала перед нашими глазами прямо сейчас. Я имею в виду бесовскую свистопляску в центральных российских СМИ вокруг сбитого над Донбассом «Боинга». На голову несчастных телезрителей вылили и «испанского диспетчера Карлоса», и секретного свидетеля, который видел как «Боинг» был сбит украинским Су-25, и «трупы были несвежие», и «никто его не сбивал, он сам взорвался», и «это был Бук, но не наш Бук», а вот у нас «спутниковая фотография», на которой украинский МиГ-29 сбивает самолёт длиной в 4 км… В результате публика уже готова к конечному выводу: «Правды мы всё равно не узнаем, поэтому не надо и не спрашивать, но во всём виноват Обама». И дёшево, и сердито…

Беседовал Виталий КАРЮКОВ

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика