Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Рай должен сверкать, сынок

Автор книги: Илья Бояшов
Название книги: Эдем
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2012

Может ли рай стать ловушкой и местом заточения? Илья Бояшов, лауреат премии «Национальный бестселлер», утверждает, что может — как бы парадоксально это не звучало.

Герой романа-притчи «Эдем» попадает однажды  в некие ворота, расположенные прямо в центре города, и оказывается в саду, поражающим своим библейским размахом. Вдоволь налюбовавшись, он собирается уйти, но старичок, единственный обитатель Эдема, не спешит его отпускать — ему нужен помощник в его бесконечном сизифовом труде возделывания Рая. Все попытки бунта быстро гасятся — старичок-сенсей вовсе не прост, и имеет свою власть над героем. И вот он — обладатель золотой карты «Visa», почти утрированно-успешный клерк, как будто сошедший со страниц минаевского «Духless», изысканный и утончённый эстет, вынужден погрузиться в адский, нечеловечески тяжёлый труд — бесконечные поливки, прополки, таскание протекающих вёдер с водой. Сон под открытым небом, отсутствие огня, сырая пища, тучи насекомых. Ради чего? Потому что рай должен сверкать.  

Повествование в романе ведётся от первого лица, и язык книги иногда заставляет ломать глаза. Здесь нет ни одного предложения, которое не перегружено сложносочинёнными метафорами и эпитетами, почти на каждой странице — сноски с пояснениями. Это создаёт довольно неприятный, на мой взгляд, образ героя — надменного и утончённого сноба, который считает себя центром Вселенной. Автор использует интересный приём — он не называет ни имени героя, ни место действия. В воспоминаниях героя легко смешиваются элементы самых различных культур — английский «файф о клок» и русская водка под маринованный огурчик, китайская настольная игра «го» и огни Нью-Йорка.

Здесь толком нет ни рефлексии, ни размышлений — только тоска об оставленных удовольствиях, а также бесконечное перечисление растений. Проговаривание названий почти оживляет сад, и рай оказывается не таким уж и пустым. Цветы жаждут ухода, и им совсем не жалко своего измотанного садовника:

«Мелькали анакардии, оливы, ананасы и студенистые пальмы. Цветники казались бесчисленными, словно вселенные. Кажется, они никогда не насыщались. Петунии требовали воды. Розмарин, лаванда, барвинок белоцветный, пурпурный и голубой, которые, казалось, не могли насладиться моим унижением — требовали. Инжир, папайя, манго, киви, карамбола, кароб, саподилла, япотикаба, шоколадное дерево, кровожадные георгины».

Постепенно герой приспосабливается, и в какой-то момент даже получает свою Еву — но, в мире, где Рай является перевёрнутым Адом, Ева оказывается под стать герою — эгоистичной пустышкой-истеричкой.

Автор подводит нас к парадоксальной мысли: рай — это не место успокоения, рай — это прежде всего труд. Красота требует усилий, и насладится ей, в итоге, зачастую не хватает сил. Если воспринимать Эдем всего лишь как сад, а Бога — всего лишь как мудрого сенсея, наверное, это так и есть. Ведь красота сама собой не становится, и сад сам за собой ухаживать не может.

Концовка упруго завершает повествование, замыкая бесконечный круг бытия. Очередной виток, и снова всё по кругу. В этом смысле Эдем ничем не отличается от обычного человеческого мира, в котором каждый представитель вида с течением жизни примеряет на себя различные ипостаси, даже самые ненавистные.

Подводя итог, могу сказать, что «Эдем» Ильи Бояшова оставил после себя очень неоднозначное впечатление. С одной стороны, герои раздражают, смысл приходится додумывать самому, но, с другой, в книге есть своё очарование. Это, в первую очередь, злободневная сатира на современного Человека Разумного, который привык лишь бесконечно пожинать, не возделывая.

Кристина МУРАТОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика