Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Палач? Или жертва? Рецензия на роман Эрика Аксла Сунда «Слабость Виктории Бергман: криминальная трилогия»

Автор книги: Эрик Аксл Сунд
Название книги: "Слабость Виктории Бергман: криминальная трилогия"
Издательство: АСТ
Год издания: 2015

Не всё ли равно, раз общество это насквозь прогнило?..

Тяжёлый концерт в исполнении шведского дуэта отзвучал… Первую книгу из трилогии с парадоксальным названием «Слабость Виктории Бергман» я, как сейчас помню, судорожно заглатывала прошлым декабрём. И сразу жаждала продолжения, ибо я увидела в «Девочке-вороне» классический криминальный триллер, ничуть не была напугана, отнюдь не считала, подобно большинству, что авторы чрезмерно сгустили краски. Напротив, я аплодировала стоя, настолько правдивыми мне показались события, настолько очарована я была образами положительных персонажей и восхищена колоритной мерзостью прочих. Текст представлялся мне как раз подходящим для детектива, сюжетные ниточки, ответвляясь и сплетаясь то в ожидаемом месте, то в непредсказуемом, качественно щекотали нервы. И буквально виделось, что разгадка уж вот она, на поверхности. Чем же авторы собираются наполнять ещё два тома, недоумевала я.

Нашли чем, однако. Перевернули с ног на голову, вселенское зло возвели в превосходную степень и даже, в финале №Голодного пламени», добавили новую героиню, жертву-палача… Так, от книги к книге рождались всё новые и новые подробности кошмара, казавшегося то частным, то шире (почти как у Ларссона: социальным), а ближе к завершению «Подсказок Пифии» — снова частным. Потому как, по воле создателей, злодей, дёргавший за ниточки, всё-таки один. И Слава Богу, а то я уж готова была сделать вывод, что шведское общество, процентов этак на 70, тяжело больно на голову…

Однако не спешите расслабляться. Общество всё же недужно. Процентов на 50, разве от этого сильно легче? Какие-то выводы сделать после прочтения романов довольно сложно, ведь всё описанное — суть сухая констатация, без малейшей претензии на морализирование. А т.к. книги писались для взрослой аудитории всё же, то авторы решили умыть руки, не дав советов, рецептов и не закруглив весь свой трёхтомный ужас в философский крендель. Нет, решили эти монстры, мы вам всё расскажем, не пожалев отборных красок, а вам с этим дальше жить. И не получится сказать, что вы не расслышали или неверно поняли, полторы тысячи страниц описаний извращений, по кошмарному своему содержанию находящихся за пределами не то что разума, но даже бредовых фантазий, убедят и самого тупого.
В чём конкретно нацелились убедить участники дуэта? В том, что за личиной нормальности и благополучия с приличием в прямо-таки аховом количестве случаев скрывается прямо противоположное: гнусь и мерзость высшей пробы. Берём выше, господа: зло и насилие не только процветают, но и развиваются по спирали. Сначала жертва – ты, и над тобой творится зверство. А затем, зачастую следуя механизму мести, но, не будучи в состоянии направить гнев на истинного обидчика, насилие творишь ты. Над следующим невинным и пока ещё не вовлечённым в спираль. А затем его будет творить тот, над которым творил ты. И т.д.

Кстати, да: тема мести в трилогии отдельно выделена. Это мы, все из себя такие рафинированные, сочтём идеи мести дешёвыми и бесперспективными. А, вспомнив графа Монте-Кристо, добавим, что жаль тратить на это жизнь. Но, быть может, так кажется до того момента, пока мстить особо не за что и некому, а? Ведь иногда приходится стать злодеем с единственной целью – перестать быть жертвой. Такой, знаете ли, закон расщеплённой личности.

Об этом также будет многое сказано на страницах трилогии. Например, одна из главных героинь – Виктория Бергман – после 20 лет творимого над ней насилия ещё 20 потом – собирала осколки сознания по кусочкам. Успешно. Являясь психиатром (одна из её осколочных личностей им являлась), она сумеет создать себя вновь. Почти бескровно, что примечательно, если учесть объём ущерба, нанесённого ей. Виктория – от слова «победа», может статься, именно это ей помогло? Тогда в чём же заявленная в названии «слабость»? Всем бы безвинным жертвам да такую «слабость», на мой взгляд…

Мне понравились некоторые из созданных авторами образов. К ним относится, без сомнения, Жанетт Чильберг, комиссар полиции, расследующая все эти зверские преступления против… мальчиков, девочек, женщин. Воистину страшно, если тебе не посчастливилось родиться мужчиной, ибо зло, чинимое над более слабым и зависимым, всепроникающе. Центральному злодею, к идентификации которого авторы подведут читателя лишь к последней трети завершающей книги трилогии, тоже вот не посчастливилось. «Оно» и решило вопрос… кардинально! Ну, разумеется, без соответствующего сдвига в мозгах данное изменение обойтись не могло.

Однако вернусь к комиссару Жанетт, талантливому и опытному профессионалу, неожиданно для себя обретшему счастье в объятиях… подруги! Сначала подумалось, да ладно уж вам, Эрик и Аксл, нуара и шока и без того достаточно, ведь если сливок пережать, то недолго и приторность получить. Только, раз уж дуэт писателей поделил общество на хозяев и жертв, то… выходит, что лесбийская линия отнюдь не чрезмерна. Видите ли, ситуация с семейным кризисом Жанетт очень точно представлена: женщины, пережившие даже единственное, но лихое предательство вправе рассматривать возможность наличия в своей жизни партнёра не того пола, который традиционно принят общественной моралью. Потому что, опираясь на мысль авторов, хватит уже гадить, дорогие брюконосители.

А итог я бы, пожалуй, подвела такой. Романы просто демонстрируют изнанку жизни добропорядочных шведских (понятно, что и не только, ибо проекция на современный мир вообще сколь сильна, столь и прозрачна) граждан мужского пола, за закрытыми дверьми творящими непотребства, да не абы как, а подчас с огоньком и фантазией. Жертвы – слабы и беззащитны, а соучастники – безмолвны. На первый взгляд, выглядит всё происходящее как чистая чернуха в угоду собственно жанру и рождённая. Садизм, инцест, педофилия, порнография, множественность сознания как результат невероятной силы травмы… В общем, живописаниям грязи и впрямь нет предела.

Но… книги не намекают, они обличают, разве это так уж мало?  

Людмила ЧЕРНИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика