Восьмой смертный грех общества потребления

Автор книги: Виктор Елисеев,
Название книги: Mediaгрех
Издательство: АСТ
Год издания: 2015

Не секрет и не новость, что наше с вами существование протекает в условиях общества новейшего формата, где извечный «голод» находит удовлетворение не просто в массовом потреблении материальных благ взамен духовных ценностей, но и в перманентном стремлении это потребление всячески приумножить.
Революция в сфере коммуникаций позволила тиражировать основные черты новой системы ценностей на максимально большое количество людей, готовых «пожирать» тоннами фотографии из «Инстаграма», тратить драгоценные часы бытия на просмотр вторичных блокбастеров или глазеть порно самых разных вариаций и ориентаций (а контента в данной отрасли сегодня особенно предостаточно)

Мыслители и философы вопрошают: когда и как произошла подмена истинных ценностей ложными? И кто сыграл главную роль в этом чудовищном преступлении против морали? А может быть, ценности общества потребления вообще всегда доминировали над любыми другими, просто именно на постиндустриальном этапе они достигли своего апогея?

Простите за небольшое лирическое отступление, но именно с точки зрения поиска ответов на эти вопросы, на мой взгляд, следует рассматривать роман «Mediaгрех» молодого автора Виктора Елисеева, совсем недавно оказавшийся на полках магазинов, но уже достаточно сильно заявивший о себе насыщенной различными инструментами рекламной кампанией. Как и герой романа, автор прошёл длинный путь к вершине медиабизнеса и знаком на собственном опыте со всеми его реалиями.

По сюжету «Mediaгреха», главный герой произведения, изобретательный ловелас, маркетолог и журналист Максим Линчев, в целях рекламного характера открывает собственное СМИ (правда, не за свой счёт, но развивает его всецело своими креативными идеями). Газета под названием «Next» ставит своей задачей максимально сэпатировать не слишком искушённую оригинальностью контента аудиторию читателей, и тем самым изменить её сознание.

Ради достижения поставленных целей ребята не скупятся на подвиги: проводят эксперименты на паперти и панели, спят со знаменитостями и открыто рассказывают о величине мужского достоинства оных, выдают репортажи из морга, проводят необычные вечеринки и рассказывают политические тайны глазами «мух» (дабы не повязали).

И самое главное — всё это происходит в постперестроечный период, когда общество только начало ещё дышать информационной свободой и жадно глотало всё, что в советские времена было под основательным запретом. Впрочем, несмотря на рост аудитории и неподдельный интерес массы читателей, неприкрытая оппозиционность газеты приводит к тому, что государственные структуры, конечно же, положили на неё глаз. И когда Линчеву с командой пришлось нелегко, он решается на эпичный пиар-ход: публикует на страницах издания договор купли-продажи человеческой души. Каждый желающий может прийти в редакцию и продать ей свою душу за самые что ни на есть реальные деньги (кстати, как вы, возможно, догадываетесь, стоимость человеческой души составила 6666 рублей). Впоследствии герой, конечно, о содеянном пожалеет, но в данном месседже хотелось бы сказать не об этом. А о том, что как бы вы не стремились изменить мир, он никогда не изменится. Потому что любое ваше лучшее стремление уже устарело, и именно поэтому обречено на гибель в информационный век.

Газета Максима Линчева олицетворяет собой пример того, как СМИ буквально способны управлять пространством и временем. Появление на информационном рынке нового продукта, заполняющего голод масс, уставших от приевшихся догматов и историй — вот двигатель общества потребления. И сам продукт (масс-медиа) как таковой существует в основном по 2 причинам. Чаще всего он призван зарабатывать деньги, —  а коммерческие структуры создают его в конечном итоге именно с этой целью. Государственные создают с целью того, чтобы управлять умами людей.

Таким образом, информация становится оружием в руках власти и бизнеса. И тиражирует ценности власти и бизнеса на всё общество. А чего хотят властители умов? Они хотят потребления, которое для них оборачивается самой чистой прибылью — измеряемой как в деньгах, так и в голосах на выборах.

На мой взгляд, автор как бы говорит нам: появление масс-медиа и вступление общества в информационную эпоху породило на свет восьмой смертный грех — грех медиапотребления, «mediaгрех». Каждый раз, когда мы включаем ТВ или открываем интернет- сайт, мы его совершаем. Потому что тем самым мы уже удовлетворяем корыстные интересы тех, кто хочет, чтобы мы что-то увидели. Попытка отказаться от влияния современных медиа  — путь затворничества, который можно обрести вместе с другими, забытыми, традиционными ценностями. Дочь Максима в романе Виктора Елисеева идёт как раз по этому пути — идёт благодаря вере в Бога. Но сможет ли это сделать сам герой, ведь именно он является зеркальным отражением целого общества, которое уже не умеет жить по-другому?

Полина ГРОМОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика