В тумане. Книга-настроение для ценителей неброской английской готики
Название книги: Женщина в чёрном
Издательство: Астрель
Год издания: 2012
Англичанка Сьюзен Хилл, насколько я могу судить, не новичок в жанре романтического «чёрного романа». В отличие от меня, к которой книги об ужасах среди болот попадают крайне редко и, как правило, по очень настоятельной рекомендации тех лиц, которые знают толк в неспешных, «котазахвосттянущих» историях
Мне очень советовали эту крохотную книжицу, обещая ни с чем не сравнимую атмосферу и эффект присутствия, который, якобы, особенно удался писательнице.
Говорили, не обращай, мол, внимания, на то, что две трети книги как будто ничего не происходит. Зато можно получить редкую возможность побродить в то и дело расстилающемся тумане в окрестностях старинного особняка Ил-Марш на севере Англии. Кроме того, пощекотать нервы материализацией то тут, то там загадочной субтильной дамы в старомодном наряде. А также пророчили волосы дыбом от лошадиного ржания и плача ребёнка в ситуации, едва ли это допускающей. Ну и, наконец, как бонус, обещали, что финал окупит все разочарования в пути чтения, если таковые всё-таки возникнут.
И вот, что оказалось на самом деле, на мой субъективный вкус, разумеется. Во-первых, у Сьюзен Хилл не одно только поместье, облюбованное злобным призраком несчастной женщины, утопает в тумане. В разной степени туманности (размазанности, проще говоря) у неё и характеры, и сюжет, и стиль. И, знаете, это не выглядит недостатком. Вот если б автор мучила размытостью в многотомном творении, тогда это раздражало бы. А так выглядит как своеобразный приём для нагнетания тревоги и напряжённости. Определённо я понимаю, что имела в виду коллега, говоря об «эффекте присутствия». Действительно, писательница весьма необычно его создала.
Во-вторых, мне лично понравилась эта сеющая зло «женщина в чёрном» своей непредвзятостью. Этакий абсолютный рок, от коего не укрыться и весьма самонадеянно, да и попросту бессмысленно полагать, что можно с ним справиться. И правда, как обрести покой безумной даме, в несчастье которой никто не был повинен? Мстящей, соответственно, абсолютно иррационально любому, кто вторгнется? Просто от вселенского отчаяния так и не обретшей успокоения души матери, по воле судьбы лишившейся малыша? Вот она сама и стала судьбой для случайных визитёров. В той жизни рок выбрал её, а в этой… полужизни душа, метущаяся между мирами, сама стала роком, который слеп и не выбирает, кого карать.
А вот, в-третьих, собственно о каре. Неискушённая в готике, я не смею утверждать, что это действительно ново. Это ново для меня. О чём я? Да о потрясшем финале. Обычно всё проще, по крайней мере, в моих воспоминаниях об историях, подобных «Женщине в чёрном». Повстречал обыватель привидение, испугался в меру собственной впечатлительности, предпринял какие-то действия или в обморок откинулся. Да, собственно, и всё. Пошёл себе дальше. Если вспомнит, внукам потом расскажет за чарочкой бренди.
А вот Артур Киппс, центральный пострадавший у Хилл, не сумел заставить себя рассказать близкой аудитории о пикантной встрече. Почему? Потому что безутешная Дженнет не отпустила его с болот как полагалось бы приличному призраку. Потому что, спасибо писательнице, я согласна с ней, приличных привидений не бывает. И встречи с ними очень и очень чреваты. И не испугом, а поломанной жизнью.
Так что «Женщина в чёрном» очень даже недурна, сумела-таки заворожить. Туман не зря клубился, как мне кажется.
Людмила ЧЕРНИКОВА