Ольга Балла: «Вы уже видели, какие захватывающие у нас темы для разговоров и размышлений. Да как же такое можно бросить?!»
Ольга Балла — журналист, заведующая отделом философии и культурологии журнала «Знание — сила» и по сути своей просто ненасытный читатель, библиофаг — так она сама себя называет
Обо всём этом мы уже говорили с ней в её предыдущем интервью нашему порталу. А сегодня мы беседуем с Ольгой ещё об одном направлении её культурно-просветительской деятельности: о публичном лектории, который она успешно ведёт уже несколько лет…
— Когда возник лекторий журнала «Знание-Сила»?
— Я, собственно, могу рассказать лишь о гуманитарной ветви нашего лектория, которой и занимаюсь. Есть ещё естественнонаучная ветвь, она возникла чуть раньше, стараниями нашей сотрудницы Надежды Алексеевой и Музея космонавтики (на его территории и проходят лекции, посвящённые, преимущественно, астрономии). Это совсем отдельная история. Наши ветви дружественны, но не переплетаются, а тянутся ввысь параллельно. Наша же первая лекция — историка Евгения Пчелова о русском евгеническом движении — состоялась в июне 2012 года, так что пошёл уже третий год работы. В отличие от лекций в Музее космонавтики, где берётся плата за вход в пользу музея, наши — принципиально бесплатны и надеются такими и остаться.
— Чья это была идея, как её реализовывали?
— Идея принадлежала нашему автору Юрию Угольникову и была реализована немедленно по возникновении. Юра сказал мне в частном разговоре: «А давайте устроим лекторий при журнале?» Я говорю: «А давайте!» Первого лектора — Пчелова — мы сразу же нашли в РГГУ, где работает Юра. Далее мы находили и продолжаем находить их среди его и моих знакомых — соответственно, ими часто оказываются, с одной стороны, сотрудники РГГУ — учёные и преподаватели (часто в одном лице), с другой — авторы нашего журнала. Прежде всего это, конечно, учёные-гуманитарии, но кроме того — ещё и носители разных форм гуманитарного знания. Так, например, Пётр Термен — потомок изобретателя терменвокса Льва Термена у нас выступал с лекцией об истории этого инструмента и с демонстрацией его музыкальных возможностей. Он, строго говоря, не исследователь, он музыкант, зато подробно знает культурную историю терменвокса, о которой нам и рассказывал.
Но преобладают действительно исследователи. В некотором смысле можно сказать, что наш лекторий — это своего рода устный вариант гуманитарной части нашего журнала (тем более, что каждая из этих лекций может быть превращена в статью — или уже была ею).
Например, психолог Максим Осипов рассказывал у нас недавно о теории личности у Льва Выготского и о корнях этих представлений в истории европейской культуры. Историк Игорь Курукин — о персидском походе Петра I (собственно, это была презентация его книги, главы из которой печатались в журнале). Историк Тарас Бабанин — преподаватель кафедры краеведения Историко-архивного института РГГУ, глава поискового отряда «Единорог» — говорил о работе поисковых отрядов (ищут они останки незахороненных, считающихся пропавшими без вести солдат времён Второй мировой), которая вовсе не сводится, как принято думать, к раскопкам, походам и прочей полевой романтике. Философ София Данько рассказывала об этике Людвига Витгенштейна. Писатель и музыкант Анатолий Рясов проговаривал для нашей аудитории основные положения разрабатываемой им философии звука. Поэт, писатель, литературный критик и математик Владимир Губайловский знакомил слушателей с платонизмом в математике. А инициатор и соорганизатор лектория Юрий Угольников рассказывал о «двойниках Булгакова» — то есть, о предыстории и загадочных двойниках некоторых произведений Михаила Афанасьевича (в том числе романа «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце»), о том, что общего у Булгакова и режиссёра Сергея Эйзенштейна, у Булгакова и автора «Шерлока Холмса» Артура Конан Дойля; кто во времена гражданской войны опасался нападения боевых обезьян и почему человек, исчезнувший из «Юродома» в пасхальную ночь, был записан под именем «Иисус».
Кроме того, в рамках лектория мы устраиваем и презентации книг по гуманитарным наукам с их обсуждением. (То есть: автор рассказывает о книге, о проблемах, которыми он в ней занимался, вообще обо всём, что его в связи с нею как исследователя занимает, а потом слушатели задают ему вопросы — как, впрочем, всегда после лекции.) Дискуссии — не только предполагаются, но и приветствуются, и иногда бывают весьма жаркими. Таким образом, например, мы представляли и обсуждали книги философов: Владимира Варавы — о том, зачем нужна человеку философия и что она вообще такое, Анны Ямпольской — об Эмманюэле Левинасе, Дианы Гаспарян — о Мерабе Мамардашвили и его философии сознания, историка Александра Шубина — о русской революции 1917 года, литературоведа и писателя Анны Голубковой — о Василии Розанове как литературном критике (и о том, чем для него была критика: философией или искусством?), культуролога Александра Люсого — о «московском тексте» русской литературы и, заодно, об иных её «городских» и вообще «локальных» текстах — например, петербургском, пермском, сибирском…
Из заведённого тематического порядка однажды случилось одно исключение. Давний автор «Знание — Силы» и герой нескольких наших интервью, Александр Милитарёв — известный российский филолог и лингвист, специалист в области семитского, берберо-канарского и афразийского языкознания, иудаики и библеистики; один из ведущих исследователей в области сравнительно-исторического языкознания, который, кроме того — поэт и переводчик с английского и испанского языков, провёл в рамках лектория свой поэтический вечер. При этом он рассказывал ещё и о своих лингвистических исследованиях (а занимается он реконструкцией афразийского праязыка) и об особенностях, трудностях и радостях работы переводчика-поэта. (Это ли не гуманитарное знание? — А что же ещё!)
Было и ещё исключение — в другом роде: наша гуманитарная ветвь вдруг взяла да выпустила сочный естественнонаучный — ботанический — побег. Поэт, писатель и культуролог Игорь Сид читал у нас лекцию «Зелёная кунсткамера Мадагаскара» — о растительности Великого острова. О баобабах гигантских и карликовых, о «дереве путешественников», о деревьях осьминоговых, коралловых, сосисочных, морковных… О Мадагаскаре как о полигоне первого экологического оружия и как о справочнике по эко-темам.
Почему же это расцвело на «гуманитарной» ветке нашего лектория? — Да потому, что речь шла, прежде прочего, о флоре как о предмете культурного внимания и воображения, культурного именования и вообще как о теме человеческих забот. О специфически-мадагаскарских условиях диалога человека и его природной среды.
Попросту говоря, если мы видим интересного (нам) человека, занимающегося волнующей нас интеллектуальной работой и готового о ней рассказывать — мы его тут же хватаем за рукав и спрашиваем, а не согласился бы он рассказать о своих занятиях ещё и у нас? Денег наши лекторы, правда, не получают, зато они могут написать по материалам лекции статью в наш журнал — и получить не только гонорар, но ещё и несколько тысяч читателей!
Кстати, из тех, кого мы приглашали, денег не просил ещё никто.
— Много ли нынче подобных примеров, или вы — единственные в своём роде?
— Насколько я себе представляю, публичных лекций — как платных, так и бесплатных — в одной только Москве сейчас читается счастливое множество на разных площадках. Первое, что приходит на ум — это разные просветительские проекты, развиваемые в культурном центре «Пунктум»; лекции по еврейской культуре и её истории в «Эшколоте», лекции по культуре христианской — в культурном центре «Покровские ворота»…; презентации книг по гуманитарным наукам проходят, например, в Книжном клубе РГГУ, в их книжном магазине «У Кентавра». Уже упоминавшийся мною Игорь Сид ведёт при Российской Государственной Детской библиотеке — но открытый и для взрослых, да, собственно, им главным образом и адресованный — Клуб путешественников, куда приходят путешественники и авторы литературных травелогов и рассказывают о своих странствиях. Вот только что успела заметить краем глаза на Фейсбуке, — да ушла случайно с этой страницы, — что существует лекторий «Мой курсив», посвящённый, по всей вероятности, чему-то литературному. — надо будет потом разведать, что это такое. (Я бы сказала, что аудитории всех этих проектов пересекаются и перемешиваются с нашей, чему мы только рады.) Мы как раз вписались в очень актуальный сегодня формат.
Если спросить, в чём наше особенное место среди всего этого, ответ получится очень простой: мы приглашаем тех, кто нам интересен! Да, у нас есть пристрастия. Главное из них я бы обозначила так: это — интерес к истории смыслов, практик и культурных форм. Изменчивость человеческих дел и обстоятельств и принципы этой изменчивости. Нам, как можно было заметить, интересны ещё и философы — люди, профессионально разбирающиеся (или. По крайней мере, стремящиеся разобраться) в том, как и почему устроены смыслы. Очень привлекают наше внимание и те, кто (как Анатолий Рясов или Владимир Губайловский) соединяет в своей работе несколько культурных областей, которые обычно представляются людям не связанными друг с другом.
— Ощутима ли отдача? И если да, то как? В чём она выражается?
— Вот на этот вопрос я не знаю, как ответить. Какая тут может быть отдача? Если людям, которые пришли на лекцию, было интересно, если им в результате захотелось следить за нашим проектом и дальше (а это можно делать в группах нашего журнала на Фейсбуке и Вконтакте и в сообществе «Знание — Силы» в Живом Журнале, где мы вывешиваем анонсы лекций — и видео- и аудиозаписи лекций для тех, кто прийти не смог), если им захотелось приходить ещё и читать — а то даже и выписывать — наш журнал — вот уже, по моему разумению, и отдача. Мне кажется, интересно людям бывает часто.
— Кто ходит на лекции? На кого они вообще ориентированы? Всегда ли аншлаг?
— Это очень просто: наша аудитория — все, кому окажутся интересными заявляемые для разговора темы. Вход, как говорится в анонсе каждой нашей лекции, свободный. Преподаватели часто приводят своих студентов — или они даже сами приходят.
Понятно, что количество слушателей всякий раз разное, и это зависит от многих факторов — не только от предмета лекции и от того, кто её читает, но, скажем, и от того, легко ли найти место, где она проходит (иногда людям кажется, что это далеко от всего цивилизованного и легко заблудиться — такой несчастный опыт у нас был с лекцией об истории американского комикса в книжном магазине «Dodo Space» при ДК ЗИЛ, куда почти никто не пришёл) и, наконец, попросту от погоды.
— Какова польза от лектория «в масштабе»?
— В масштабе чего? (смайл). Какая вообще польза от просвещения? Да решительно никакой — кроме (надеюсь) внутреннего роста слушателей, расширения их кругозора и развития у них критического мышления! По-моему, рассмотрение вещей и обстоятельств в развитии (наша любимая тема, как и было сказано) формирует в человеке именно это: критичность, гибкость и объёмность мысли.
— Есть ли проблемы?
— Пока я вижу только одну — но и та разрешима: отсутствие собственного постоянного помещения. У нас в редакции собираться не очень удобно, не всякий доберётся. Но у нас есть по крайней мере один постоянный партнёр, с которым мы сотрудничаем в этой области: московская Центральная библиотека № 36 имени Н.А. Добролюбова на Смоленской площади. Они предоставляют нам место для лекций (и да, не спрашивают за это денег) практически всегда, когда мы к ним с такой просьбой обращаемся — и анонсируют наши лекции у себя на сайте. Просто с ними надо заранее договариваться, стараться вписаться в их график, поскольку у них проходит и много других мероприятий. Пока это — самая удобная из всех площадок, на которых мы побывали, в том числе и по расположению: библиотеку легко найти, что очень важно для новых слушателей; и вообще там уютно и хорошая атмосфера. Кстати, наша аудитория расширяется ещё и за счёт постоянных читателей библиотеки.
— Как вы лично управляетесь и с основной работой (вы ведь заведуете отделом в журнале, много пишете, вам и так хватает)? Думали ли бросить лекции? И есть ли у вас помощники?
— Но ведь это же не требует никаких усилий! Разве трудно попросить человека прочитать лекцию, а в случае его согласия повесить о ней объявления в Живом Журнале, Фейсбуке и Вконтакте? И вообще это часть моей работы: я таким образом улавливаю для журнала авторов — или героев интервью, что тоже интересно. (Кстати, «завотделом» — это только звучит так красиво, на самом деле весь мой отдел — это я сама, мне никто, к великому счастью, не подчиняется. Существуют лишь внештатные авторы, которым надо не забывать напоминать, чтобы они сдавали в срок обещанные тексты, и при необходимости эти тексты редактировать. В основном же я пишу — и работаю корреспондентом — сама, но это, как Вы понимаете, — одно сплошное удовольствие).
Вы уже видели, какие захватывающие у нас темы для разговоров и размышлений. Да как же такое можно бросить?!
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА