Вадим Абдрашитов борется против инфантилизма в кино и литературе
Талантливый режиссёр Вадим Абдрашитов, снявший такие знаковые и поныне злободневные картины, как «Плюмбум, или Опасная игра», «Охота на лис», «Остановился поезд», считает, что затянувшийся процесс «инфантилизации литературно-кинематографического творчества» грозит отечественному кино и литературе системным кризисом
По его словам, на творческие специальности во ВГИК и ГИТИС принимаются, в основном, вчерашние школьники. В результате, полагает Абдрашитов, «уровень любого творческого произведения молодел практически до уровня детского сада».
Как пояснил народный артист России на презентации книги о своей творческой биографии «Время как судьба в фильмах Вадима Абдрашитова» киноведа Ольги Сурковой, главная проблема творческих специальностей заключается в том, что принимают молодёжь, явно не отягощённую даже минимальным жизненным опытом.
По российскому законодательству первое высшее образование можно получить бесплатно, в отличие от второго. «И если мы вспомним биографию тех режиссёров, которых мы знаем, это всё обычно второе образование, — отмечает кинорежиссёр. — С чем-то люди уже приходили. Отар Иоселиани — математик, Элем Климов — авиаинженер, Никита Михалков — актёр-профессионал, Андрон Кончаловский — с музыкальным образованием. А вот те, кто сейчас приходит… Инфантилизм просто невероятный. Вы себе не представляете, как это видно на экране. Инфантильность, наверное, это очень удобно для власти…»
Автор фильма «Слуга» особо отметил, что данная проблема — «общая по всем творческим вузам» — остро стоит не только перед российской киноиндустрией, но и во всех бывших советских республиках, где ещё сохранился свой кинематограф.
По словам Вадима Абдрашитова театральная и киношная общественность не сидят сложа руки. Известные российские деятели культуры объединились и в течение последних 12-15 лет пишут коллективные письма во всевозможные инстанции, начиная от Минкульта и Госдумы и заканчивая Администрацией Президента с одним общим предложением, которое не требует ни копейки дополнительных государственных ассигнований: разрешить людям с высшим образованием поступать в вузы на две «смыслообразующие» специальности на общих основаниях — это режиссура и драматургия. Однако воз и ныне там.
Парадоксально, но единственная страна бывшего СССР, где услышали «мастеров культуры» — это Белоруссия. Там можно бесплатно получить второе высшее образование по всем творческим специальностям.
Сергей МИЗЕРКИН