Пятьдесят оттенков чёрного
Название книги: Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном
Издательство: СПб: Азбука
Год издания: 2014
Новый мистический роман Дианы Сеттерфилд «Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном» оставил после себя очень неоднозначные впечатления. Это новое произведение автора, уже знакомого российскому читателю по книге «Тринадцатая сказка». Оценки зарубежных критиков звучат весьма многообещающе — нам обещают «более взрослую работу Дианы Сеттерфилд» и «настоящий готический роман в новом представлении». Не знакомому с дебютной работой мисс Сеттерфилд трудно оценить её рост, как писателя. Зато можно оценить её новую книгу.
Действие романа разворачивается в Англии девятнадцатого века — антуражная обстановка, которая добавляет повествованию особый лоск. Впрочем, автор не делает акцента на месте и времени действия, предоставляя читателю разбираться самому. Книга затягивает с первых же страниц потрясающим прологом, в котором мальчик в компании друзей убивает из рогатки молодого грача. Он не хотел его убивать, вовсе нет — он просто хотел выстрелить. Он не понимал, что птица погибнет, и ошарашен тем, как легко живое существо превращается в бездушный комок плоти. Так юный мистер Беллмен впервые знакомится со смертью. Мальчики вырастают, Беллмен начинает работу на текстильной фабрике дяди, постепенно превращаясь в успешного и талантливого фабриканта и коммерсанта. Но смерть, однажды разбуженная им, становится спутником героя, а постепенно — и полноценным деловым партнёром…
Книга мрачная, но это не триллер
Сразу скажу — книга мрачная, но это не триллер. Тут будет очень много смерти, в самых различных её проявлениях — от прерывистого последнего вздоха, и до оттенка траурной ленты на женской шляпке, но убийств и крови здесь нет. Зато есть грачи. Вообще, эти птицы играют особую роль в книге, по сути, являясь полноценными героями, и приобретая поистине мистическое, язычески-божественное значение. В конце каждой главы читателю даётся краткий экскурс в грачиную жизнь. Эти отрывки, совсем не похожие на выдержки из энциклопедической статьи, добавляют налёт фантазийности и той самой мистики, которой книге, всё-таки, немного не хватает.
Читается роман легко, язык — очень простой, и вместе с тем изящный
Читается роман легко, язык — очень простой, и вместе с тем изящный. Это сглаживает основной если не минус книги, то её специфическую особенность — огромное, просто невероятное количество описаний работы фабрики, а затем магазина. По сути, они занимают практически весь объём текста. Сначала меня это неприятно удивило, но где-то ко второй половине книги я поняла. Ведь это и есть мир и жизнь мистера Беллмена, главного героя. Кому-то это покажется скучным, но таков герой и его реальность. Конечно, мы привыкли читать книги о необычных, интересных личностях, чья жизнь наполнена приключениями, а тут он — Беллмен. С его бесконечными расчётами, деньгами, графиками и оттенками чёрного траурного крепа. Мы видим мир его глазами, и этот мир постепенно утрачивает краски, становясь всё уже и серее. Думаю, не случайно автор упоминает в начале книги ярко-алую ткань, режущую глаз, над секретом которой бился юный Беллмен, пока только помощник, и многочисленные оттенки чёрных полотен, которые занимают его ум через двадцать лет.
У истории должен быть конец. В том числе у этой. И у всякой другой. У вашей тоже.
Эмоций в герое настолько мало, что иногда создаётся впечатление, будто читаешь не оригинальный текст, а очень подробный, качественный — но пересказ. Автор не погружает нас во внутренний мир своего героя, а лишь позволяет наблюдать за ним с вежливого расстояния. Этим обусловлена некоторая суховатость повествования, но — что имеем, то имеем.
По сути, Беллмен — это и есть единственный герой книги, её плоть и кровь. Остальные персонажи — статисты, мишура, которые проходят мимо нашего сознания так же, как мимо сознания Беллмена. Пожалуй, единственный живой (наверное, самый живой) персонаж, кроме главного героя — его дочь Дора. Она — как бы противопоставление своему отцу. Он живёт делами, деньгами, движением, но никогда не счастлив. А она, изуродованная болезнью, осенённая грачиным крылом, тем не менее, счастлива, в своём маленьком закрытом мирке, где есть она, и птицы, которых она рисует.
Этот гимн смерти, не смерти-ужасу, а смерти — естественному витку жизни.
А ещё есть загадочный мистер Блэк. Он появляется в книге всего несколько раз, как статичная фигура, но, тем не менее, вся книга посвящена именно ему. Он промелькнёт когда-нибудь мимо каждого из нас, и это неизбежно. Когда закрываешь роман Дианы Сеттерфилд, это осознание на миг заставляет похолодеть сердце, гораздо сильнее, чем от просмотра любого фильма ужасов. А фраза, которой рассказчик завершает своё повествование, заставляет вздрогнуть, и почувствовать если не ледяное дыхание смерти, то лёгкий ветерок от взмаха крыльев.
У истории должен быть конец. В том числе у этой. И у всякой другой. У вашей тоже.
Вам решать, читать эту книгу или нет. Я не жалею, что прочитала её — этот гимн смерти, не смерти-ужасу, а смерти — естественному витку жизни. Естественней которой только новое рождение. Книга оставляет довольно тягостное ощущение, но сквозь тьму всё-таки пробивается свет. Ведь за ночью всегда следует утро, а за горем — новые надежды. Жизнь течёт и меняется, переливаясь разными красками.
Только грачи остаются такими же чёрными.
Кристина МУРАТОВА