Вадим Панов: Мир несправедлив, и править им всегда будут умники
Имя российского писателя-фантаста Вадима Панова известно далеко за пределами родной страны. Его захватывающие романы из циклов «Тайный город», «Анклавы» взахлёб читают в разных станах. Их читает не только молодёжь, страстная потребительница фантастики, но и люди всех возрастов. Потому что автор пишет не на потребу покупателю, а потому что ему есть что сказать своему читателю. Сегодня Вадим Панов – почётный гость нашего литературного портала.
— Вадим, расскажите, пожалуйста, о себе. Что вы читали в детстве, в юности? Вы росли в читающей семье? Кто ваши родители?
— Родители у меня замечательные: отец – военный, мама – инженер, и благодаря папиной службе детство я провёл в переездах, сменив за время учёбы то ли пять, то ли шесть школ. Читать меня научили в пять лет, и первой серьёзной книгой, которую я прочёл самостоятельно, был «Чиполино», я принёс его от друга, уселся за стол и не вставал, пока не прочитал – этот эпизод я помню до сих пор…
Так начался мой роман с книгами… Читал я много. Сначала, конечно, Майн Рид, Фенимор Купер, потом Гюго, Толстой, Достоевский, Грин… Собственно, с рассказов Грина и началось моё увлечение фантастикой, за ним последовали Саймак, Шекли, Рассел и остальные герои золотого века фантастики, чьи работы я с удовольствием перечитываю до сих пор.
— Насколько известно, у вас очень серьёзное техническое образование. Как долго вы трудились по специальности, прежде чем «ушли в фантастику»? Как это произошло?
— Получилось так, что я окончил институт в середине девяностых, когда стране инженеры с серьёзным техническим образованием, к сожалению, не требовались, и потому по специальности не проработал ни дня, пришлось искать себя в других сферах. В принципе – нашёл, врать не стану, но, видимо, сидело где-то в глубине души желание придумывать, сочинять, и в какой-то момент моё любимое хобби – роман, который я писал для себя, был напечатан.
По специальности не проработал ни дня, пришлось искать себя в других сферах
— Если бы ваш первый роман не принёс успеха, вы бы продолжили писать?
— Мне интересно писать, выдумывать, сочинять. Мне нравится сам процесс. До первой публикации я писал «в стол», и вряд ли оставил бы это занятие.
— Какой из ваших романов вы считаете самым сильным? Расскажите про него, пожалуйста. Как «родили» идею, как долго его писали?
— Если меня не увлекает идея романа, если я чувствую её слабость или фальшь, я за неё просто не берусь. Я не выделяю свои книги, в каждой из них – часть меня, каждая из них выстрадана, продумана, в каждой есть нерв.
— Будет ли когда-то финал у «Тайного города»?
— Тайный Город – это цикл, а не сериал. Это истории, связанные не столько действующими лицами, сколько самим Городом, его жизнью, его загадками. И новые книги будут появляться до тех пор, пока я буду находить идеи, которые меня «трогают», идеи, которые смогут раскрыться в Тайном Городе.
Мнение умного человека, даже нелицеприятное, ценно
— Намерены ли вы писать какую-то новую серию?
— Помимо Тайного Города у меня есть цикл «Анклавы» – история будущего, завершённая романом «Хаосовершенство». Есть серия «Мистическая Москва» и цикл «Герметикон» – по-настоящему фантастические истории, действие которых происходит не в наше время и не в нашей Вселенной.
— Как вы реагируете на критические рецензии?
— К сожалению, в наше время практически невозможно встретить взвешенную, обдуманную критику от образованного человека. И, поверьте, прочесть её — большая радость, поскольку мнение умного человека, даже нелицеприятное, ценно. Сейчас всё больше «отзывов», отправители которых в большинстве своём путают –ться и –тся, и потому их замечания трудно воспринимать всерьёз.
— Кто ваши читатели – в основном молодёжь, или это люди разных возрастов?
— В основном, разумеется, молодые люди, ведь мы говорим о фантастике. Однако я часто слышу на встречах и читаю в письмах, что мои книги интересны всем поколениям семьи, от детей до бабушек. И это здорово.
Матерная брань не сделает карты хорошими, а ветер – попутным
— Каким вы видите будущее русской литературы? Как по-вашему, она сейчас переживает период подъёма, или наоборот? И кого из отечественных авторов вы бы выделили сегодня?
— Литература всегда будет «в кризисе» и всегда «на подъёме» – зависит от того, что вы прочитали за последний год и какое впечатление прочитанные книги оставили. Мы говорим о субъективных вещах, которые невозможно оценить по какой-то шкале. Большое количество новых романов, повестей и рассказов компенсируется тем, что действительно хороших среди них мало, и они не обязательно видны сразу. Хорошие книги, фильмы, музыка – они не забываются. И это их единственный отличительный критерий.
— Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
— Если автору не хватает словарного запаса для выражения овладевших персонажем эмоций – почему нет? Пусть использует нецензурные выражения. Но я в таких случаях рекомендую обратиться к авторам, описывающим Великую Отечественную войну: их книги правдивы, в их героев веришь, и они (герои) при этом не матерятся. Как говорил Джек Лондон: “Матерная брань не сделает карты хорошими, а ветер – попутным”. Или ты культурный человек, или нет.
Успеха добиваются люди, которые много знают, умеют свои знания применять, а главное – умеют общаться с другими людьми, то есть обладают хорошо поставленной речью
— Как литератор что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, даже элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще попадаются с трудом грамотные учителя. С этим можно что-то сделать? И есть ли смысл делать?
— Родители обязаны объяснять детям простую истину: мир несправедлив, и править им всегда будут умники. Успеха добиваются люди, которые много знают, умеют свои знания применять, а главное – умеют общаться с другими людьми, то есть обладают хорошо поставленной речью. Ничего из этого в интернете получить нельзя. И именно родители должны позаботиться, чтобы их дети учились в нормальных школах. А такие пока ещё есть.
— В последнее время мир разделился на сторонников и противников глобализации. По вашему мнению, глобализация – это зло или добро?
— Глобализация, как и демократия, всего лишь инструмент для достижения определённых целей определённой группой лиц. Игнорировать её бессмысленно, нужно разумно использовать выгоды, которые из неё можно извлечь и тщательно избегать минусов. Нужно действовать в интересах своей страны.
— Должен ли писатель иметь гражданскую позицию? А высказывать её публично?
— К счастью, мы живём в свободной стране, в которой каждый гражданин имеет право свободно выражать свою точку зрения.
— На какие языки переводились ваши произведения? Предвидится ли экранизация какого-то из них?
— Немецкий, польский, латышский… Готовятся публикации ещё в нескольких странах. А экранизация уже состоялась: в начале мая на экраны вышел телесериал «Тайный Город».
— Как вы проведёте лето?
— Надеюсь, с удовольствием!
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА