Вадим Панов: Мир несправедлив, и править им всегда будут умники

Имя российского писателя-фантаста Вадима Панова известно далеко за пределами родной страны. Его захватывающие романы из циклов «Тайный город», «Анклавы» взахлёб читают в разных станах. Их читает не только молодёжь, страстная потребительница фантастики, но и люди всех возрастов. Потому что автор пишет не на потребу покупателю, а потому что ему есть что сказать своему читателю. Сегодня Вадим Панов – почётный гость нашего литературного портала.

— Вадим, расскажите, пожалуйста, о себе. Что вы читали в детстве, в юности? Вы росли в читающей семье? Кто ваши родители?
— Родители у меня замечательные: отец – военный, мама – инженер, и благодаря папиной службе детство я провёл в переездах, сменив за время учёбы то ли пять, то ли шесть школ. Читать меня научили в пять лет, и первой серьёзной книгой, которую я прочёл самостоятельно, был «Чиполино», я принёс его от друга, уселся за стол и не вставал, пока не прочитал – этот эпизод я помню до сих пор…
Так начался мой роман с книгами… Читал я много. Сначала, конечно, Майн Рид, Фенимор Купер, потом Гюго, Толстой, Достоевский, Грин…  Собственно, с рассказов Грина и началось моё увлечение фантастикой, за ним последовали Саймак, Шекли, Рассел и остальные герои золотого века фантастики, чьи работы я с удовольствием перечитываю до сих пор.
— Насколько известно, у вас очень серьёзное техническое образование. Как долго вы трудились по специальности, прежде чем «ушли в фантастику»? Как это произошло?
— Получилось так, что я окончил институт в середине девяностых, когда стране инженеры с серьёзным техническим образованием, к сожалению, не требовались, и потому по специальности не проработал ни дня, пришлось искать себя в других сферах. В принципе – нашёл, врать не стану, но, видимо, сидело где-то в глубине души желание придумывать, сочинять, и в какой-то момент моё любимое хобби – роман, который я писал для себя, был напечатан.

По специальности не проработал ни дня, пришлось искать себя в других сферах

— Если бы ваш первый роман не принёс успеха, вы бы продолжили писать?
— Мне интересно писать, выдумывать, сочинять. Мне нравится сам процесс. До первой публикации я писал «в стол», и вряд ли оставил бы это занятие.
— Какой из ваших романов вы считаете самым сильным? Расскажите про него, пожалуйста. Как «родили» идею, как долго его писали?
— Если меня не увлекает идея романа, если я чувствую её слабость или фальшь, я за неё просто не берусь. Я не выделяю свои книги, в каждой из них – часть меня, каждая из них выстрадана, продумана, в каждой есть нерв.
— Будет ли когда-то финал у «Тайного города»?
— Тайный Город – это цикл, а не сериал. Это истории, связанные не столько действующими лицами, сколько самим Городом, его жизнью, его загадками. И новые книги будут появляться до тех пор, пока я буду находить идеи, которые меня «трогают», идеи, которые смогут раскрыться в Тайном Городе.

Мнение умного человека, даже нелицеприятное, ценно

— Намерены ли вы писать какую-то новую серию?
— Помимо Тайного Города у меня есть цикл «Анклавы» – история будущего, завершённая романом «Хаосовершенство». Есть серия «Мистическая Москва» и цикл «Герметикон» – по-настоящему фантастические истории, действие которых происходит  не в наше время и не в нашей Вселенной.
— Как вы реагируете на критические рецензии?
— К сожалению, в наше время практически невозможно встретить взвешенную, обдуманную критику от образованного человека. И, поверьте, прочесть её — большая радость, поскольку мнение умного человека, даже нелицеприятное, ценно. Сейчас всё больше «отзывов», отправители которых в большинстве своём путают –ться и –тся, и потому их замечания трудно воспринимать всерьёз.
— Кто ваши читатели – в основном молодёжь, или это люди разных возрастов?
— В основном, разумеется, молодые люди, ведь мы говорим о фантастике. Однако я часто слышу на встречах и читаю в письмах, что мои книги интересны всем поколениям семьи, от детей до бабушек. И это здорово.

Матерная брань не сделает карты хорошими, а ветер – попутным

— Каким вы видите будущее русской литературы? Как по-вашему, она сейчас переживает период подъёма, или наоборот? И кого из отечественных авторов вы бы выделили сегодня?
— Литература всегда будет «в кризисе» и всегда «на подъёме» – зависит от того, что вы прочитали за последний год и какое впечатление прочитанные книги оставили. Мы говорим о субъективных вещах, которые невозможно оценить по какой-то шкале. Большое количество новых романов, повестей и рассказов компенсируется тем, что действительно хороших среди них мало, и они не обязательно видны сразу. Хорошие книги, фильмы, музыка – они не забываются. И это их единственный отличительный критерий.
— Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
— Если автору не хватает словарного запаса для выражения овладевших персонажем эмоций – почему нет? Пусть использует нецензурные выражения. Но я в таких случаях рекомендую обратиться к авторам, описывающим Великую Отечественную войну: их книги правдивы, в их героев веришь, и они (герои) при этом не матерятся. Как говорил Джек Лондон: “Матерная брань не сделает карты хорошими, а ветер – попутным”. Или ты культурный человек, или нет.

Успеха добиваются люди, которые много знают, умеют свои знания применять, а главное – умеют общаться с другими людьми, то есть обладают хорошо поставленной речью

— Как литератор что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, даже элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще попадаются с трудом грамотные учителя. С этим можно что-то сделать? И есть ли смысл делать?
— Родители обязаны объяснять детям простую истину: мир несправедлив, и править им всегда будут умники. Успеха добиваются люди, которые много знают, умеют свои знания применять, а главное – умеют общаться с другими людьми, то есть обладают хорошо поставленной речью. Ничего из этого в интернете получить нельзя. И именно родители должны позаботиться, чтобы их дети учились в нормальных школах. А такие пока ещё есть.
— В последнее время мир разделился на сторонников и противников глобализации. По вашему мнению, глобализация – это зло или добро?
— Глобализация, как и демократия, всего лишь инструмент для достижения определённых целей определённой группой лиц. Игнорировать её бессмысленно, нужно разумно использовать выгоды, которые из неё можно извлечь и тщательно избегать минусов. Нужно действовать в интересах своей страны.
— Должен ли писатель иметь гражданскую позицию? А высказывать её публично?
— К счастью, мы живём в свободной стране, в которой каждый гражданин имеет право свободно выражать свою точку зрения.
— На какие языки переводились ваши произведения? Предвидится ли экранизация какого-то из них?
— Немецкий, польский, латышский… Готовятся публикации ещё в нескольких странах. А экранизация уже состоялась: в начале мая на экраны вышел телесериал «Тайный Город».
— Как вы проведёте лето?
— Надеюсь, с удовольствием!

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика