Ася Казанцева: «Учиться полезно, потому что этим мы делаем наш мозг лучше…»
Век информационных технологий всё же не смог победить обескураживающую дремучесть некоторых представителей Homo sapiens. Биолог по профессии и журналист по призванию, молодой популяризатор науки Ася Казанцева убеждена, что её новая книга «В Интернете кто-то не прав. Научные исследования спорных вопросов» развеет многие мифы и поставит жирную точку в таких распространённых вопросах, как «вредны ли ГМО?», «опасны ли прививки?», «гомеопатия — самое безопасное лекарство?», «ВИЧ приводит к смерти?» и многих-многих других общепринятых заблуждениях.
Безусловно, никаких научных открытий молодая девушка не делает. Она всего лишь подкрепляет примерами и ссылками на научные исследования то, что неоднократно доказано учёными всего мира и, хочется верить, известно большинству образованных людей. Но, судя по тому, что книга адресована молодёжи (недаром автор умело использует в тексте шутки и сленг, а себя довольно пошловато называет «тёлочкой»), на лекции Казанцевой ходят толпами, да спрос на просветительские встречи и книги у нас в стране не удовлетворён. По крайне мере, сетует биолог, она постоянно становится свидетелем настоящих дебатов в Сети: пользователи в силу своей некомпетентности банально не могут отличить лженаучную информацию от правды, не умеют правильно анализировать информацию. «Спрос на популяризаторов науки превышает предложение, — отметила автор. — Эта тенденция наблюдается даже для взрослых, хотя они могут лекции в Интернете посмотреть и, вообще, книжки почитать. В Москве есть Илья Колмановский — один на всю Москву! Это человек, который пользуется безумным спросом. Ходят легенды, сколько он получает за свои лекции».
Свою лекцию «Мозг мужчины и мозг женщины (special edition)» лауреат премии «Просветитель-2014» прочитала бесплатно, развеяв стереотипы о природной интеллектуальной одарённости мужчин. Просто представители полов думают по-разному, в смысле, задействуют разные отделы головного мозга. Но учиться не поздно никому и никогда — даже полезно. Правда, когда говорят эту избитую фразу, не объясняют почему. «С помощью обучения вы изменяете плотность нейронов на 30%. Каждый раз, когда мы хоть чему-то учимся, когда мы хоть что-то переводим в долговременную память, это сопровождается ростом нейронных связей, — пояснила молодая популяризатор науки. — И самый главный вывод современный физиологии: учиться полезно, потому что этим мы делаем наш мозг лучше…»
Сергей МИЗЕРКИН