Безрассудные мушкетёры – это только половина истории
Телеканал BBC тоже представил свою версию адаптации всемирно известного романа. 23-летний д’Артаньян, гламурный антураж и, конечно же, пистолеты – всё это сильно отдаляет сериал от первоисточника.
За всем этим авторы забывают о том, что Дюма в первую очередь – романист-историк, совершивший своей книгой эпохальный прорыв.
Почти всё не так в первом эпизоде 10-серийной адаптации BBC. Д’Артаньян в исполнении Люка Паскуалино (актёру 24 года) – не подросток (в романе его называют «восемнадцатилетним Дон Кихотом»). Больше того – авторы сериала даже как будто забывают о том, что четвёртый мушкетёр – гасконец. Первые кадры вообще напоминают насильственный пролог современного триллера, из-за чего становится непонятной мотивация д’Артаньяна, когда он встречает и присоединяется к Арамису, Атосу и Портосу. Зимний дождь и снег делают путешествие героев в Париж опасным, хотя у Дюма действие первых глав происходит в апреле.
Не менее далеки от оригинала сцены 1620-х годов, когда местом действия становится французский королевский двор. Нервозный бездельник Людовик XIII выглядит каким-то мультяшным персонажем, в то время как королева Анна Австрийская представляется какой-то современной светской львицей. Неоднозначный в романе, главный министр кардинал Ришелье превращается в развратного убийцу, избавляющегося от всякого, кто перестаёт быть ему полезен.
Но, пожалуй, самым сильным ударом стало появление у героев Дюма пистолетов. Мушкетёры – это ведь потому, что они вооружены мушкетами, разве нет? Однако для авторов сериала такие мелочи не имеют значения – и вот они, не зацикливаясь на средневековых заморочках, дают в руки д’Артаньяна и его друзей вполне себе современное оружие.
Будучи последовательно неверным букве автора, сериал по крайней мере верен традиции искажать текст Дюма на экране. Десятки фильмов и телевизионных версий романа (от немого кино к фильму 2011 года, снятому Полом Андерсоном), как правило, делают всё возможное, чтобы испортить его причудливым кастингом, американизацией, дурацкими диалогами и много чем ещё. Есть музыкальные версии, есть ковбойские, есть даже адаптации в стиле ниндзя – и это не говоря уже о мультфильмах с участием собак и кошек в образах мушкетёров. Авторы этих экранизаций чувствуют себя вправе так свободно распоряжаться материалом, видимо, потому, что Дюма считается бульварным писателем. Можно даже встретить совсем уж вопиющее предположение, что Дюма – король бульварный прозы; несмотря на то, что он создал не одного, а целых двух грандиозных в своей художественной убедительности персонажей (речь о д’Артаньяне и графе Монте Кристо), люди всё равно отказываются видеть за ним какие-либо ещё достоинства, помимо умения плести захватывающие приключенческие интриги.
И это обидно вдвойне, ибо, если разбираться по существу, Дюма своими книгами совершил абсолютный прорыв в жанре исторической прозы. Все три романа о д’Артаньяне, охватывающие порядка 40 лет, являются частью амбициозной летописи истории Франции, которая начинается в 1570-х «Королевой Марго» и заканчивается в 1830-х «Графом Монте Кристо».
Евгений ВИХАРЕВ