Безрассудные мушкетёры – это только половина истории

Телеканал BBC тоже представил свою версию адаптации всемирно известного романа. 23-летний д’Артаньян, гламурный антураж и, конечно же, пистолеты – всё это сильно отдаляет сериал от первоисточника.

За всем этим авторы забывают о том, что Дюма в первую очередь – романист-историк, совершивший своей книгой эпохальный прорыв.
Почти всё не так в первом эпизоде ​​10-серийной адаптации BBC. Д’Артаньян в исполнении Люка Паскуалино (актёру 24 года) – не подросток (в романе его называют «восемнадцатилетним Дон Кихотом»). Больше того – авторы сериала даже как будто забывают о том, что четвёртый мушкетёр – гасконец. Первые кадры вообще напоминают насильственный пролог современного триллера, из-за чего становится непонятной мотивация д’Артаньяна, когда он встречает и присоединяется к Арамису, Атосу и Портосу. Зимний дождь и снег делают путешествие героев в Париж опасным, хотя у Дюма действие первых глав происходит в апреле.
Не менее далеки от оригинала сцены 1620-х годов, когда местом действия становится французский королевский двор. Нервозный бездельник Людовик XIII выглядит каким-то мультяшным персонажем, в то время как королева Анна Австрийская представляется какой-то современной светской львицей. Неоднозначный в романе, главный министр кардинал Ришелье превращается в развратного убийцу, избавляющегося от всякого, кто перестаёт быть ему полезен.
Но, пожалуй, самым сильным ударом стало появление у героев Дюма пистолетов. Мушкетёры – это ведь потому, что они вооружены мушкетами, разве нет? Однако для авторов сериала такие мелочи не имеют значения – и вот они, не зацикливаясь на средневековых заморочках, дают в руки д’Артаньяна и его друзей вполне себе современное оружие.
Будучи последовательно неверным букве автора, сериал по крайней мере верен традиции искажать текст Дюма на экране. Десятки фильмов и телевизионных версий романа (от немого кино к фильму 2011 года, снятому Полом Андерсоном), как правило, делают всё возможное, чтобы испортить его причудливым кастингом, американизацией, дурацкими диалогами и много чем ещё. Есть музыкальные версии, есть ковбойские, есть даже адаптации в стиле ниндзя – и это не говоря уже о мультфильмах с участием собак и кошек в образах мушкетёров. Авторы этих экранизаций чувствуют себя вправе так свободно распоряжаться материалом, видимо, потому, что Дюма считается бульварным писателем. Можно даже встретить совсем уж вопиющее предположение, что Дюма – король бульварный прозы; несмотря на то, что он создал не одного, а целых двух грандиозных в своей художественной убедительности персонажей (речь о д’Артаньяне и графе Монте Кристо), люди всё равно отказываются видеть за ним какие-либо ещё достоинства, помимо умения плести захватывающие приключенческие интриги.
И это обидно вдвойне, ибо, если разбираться по существу, Дюма своими книгами совершил абсолютный прорыв в жанре исторической прозы. Все три романа о д’Артаньяне, охватывающие порядка 40 лет, являются частью амбициозной летописи истории Франции, которая начинается в 1570-х «Королевой Марго» и заканчивается в 1830-х «Графом Монте Кристо».

Евгений ВИХАРЕВ

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика