Человек без души, или Как Бог на душу положит
Название книги: Старик и ангел
Последнее слово автора: «…хотел написать роман ad libitum. Давно хотел. Что в эту минуту приходит в голову, то и писать».
И, вы знаете, у автора получилось! Вполне. Здравые мысли исправно тонут в «дури, которой набито это безответственное сочинение» (по оценке, опять же, самого писателя). Читать непросто, потому что никак не уразумеешь смысловой нагрузки всей этой фантасмагории. Но к Кабакову вопросов нет, он извинился сам в финале за глупость, нелепицу, чистую фантазию, доморощенную мистику и прочую, прямо скажем, ерунду. Всё в книге действительно «как Бог на душу положит», но, впрочем, если поймать настроение, то проникнуться можно. Тем более, что вся сумятица нарастает постепенно, на вполне реальный стержень-сюжет, как ржа на металл.
Раз уж сам автор попросил критиков «ничего не придумывать», что касаемо фантастической составляющей романа, то и ладно, скажу несколько слов об относительно реальной. О старике и его ангеле.
Писатель своему профессору по точным наукам Сергею Григорьевичу Кузнецову отказал в наличии души. И провинность-то была небольшая, поверьте. Иначе, таких «бездушных» у нас полстраны наберётся. Страниц через 200 сообщил герою об этом устами змея-искусителя полковника Михайлова Петра Иваныча, и герой наш запереживал. Удивительный приём использовал Кабаков, неизбитый. Никакого тебе света в конце тоннеля и жизни, промелькнувшей перед глазами за мгновение…
Наверное, я всё-таки буду советовать эту книгу к прочтению, потому что верю, что большинство согласилось бы со мной: душа есть у всех людей, просто у некоторых она может оказаться, скажем, травмированной. Ну или неразвитой в силу различных причин. Тогда следовало бы послать герою возможность совершить подвиг, например, дабы душу эту хилую взрастить! Вместо этого старик на восьмом десятке получает столетнего папашу в инвалидной коляске на пороге своего дома. Прибыл извиниться за то, что 60 лет назад бросил… Безвкусица и несуразность, которые, как говорится, и комментариев не требуют, а оправданы могут быть исключительно тем, что книжка писалась как «в эту минуту приходит в голову».
Не могу умолчать об ангеле. Образ медсестры Тани в роли ангела мог нарисовать только мужчина. Только они, хозяева жизни и сильный пол, видят его так. Женщины, почитайте обязательно, будете хохотать как ненормальные! Правда грустно станет потом, как отсмеётесь. Мы ведь тоже видим в мечтах своих ангелов. Да. А, узнав каких именно, веселились бы уже мужчины. В общем, «ты на суше, я на море — нам не встретиться никак».
Впрочем, я отступила. Но, может, не сильно? Главный герой никогда не любил… Прискорбно. Оказывается, только с ангелом, уже очень сильно на склоне лет, его хотя бы первые сомнения-томления-сожаления начали посещать. Женские персонажи в книге все без исключения несимпатичные. Ангел же, напротив, очень натурально смотрится. Как добрые медсестры в браках со старыми импотентами «удовлетворяют свои физиологические потребности, доктор не знал». А автор знает: у них нет этих потребностей, они – ангелы. Так что, друзья мои, шанса в этой жизни гармонично сочетаться мужчины и женщины не имеют, ни на суше, ни на море. На небе разве что. Но разве это способно утешить?..
Не люблю заканчивать в миноре, потому всегда стремлюсь отыскать несомненные плюсы. К счастью, в настоящем случае это нетрудно. Вот, допустим, Кабаков рисует такую картину: «Снег лежит ровный и чистый, скрывающий изорванный асфальт дорожек и переполненные мусорные ящики. Во всех направлениях двор пересекают небольшие ничейные собаки, эти движущиеся по снегу фигуры создают совершенно брейгелевскую картину. По внутреннему периметру длинного прямоугольника, образованного пятиэтажками, стоят машины, совсем новые и ржавая рухлядь, но представить себе, что они способны передвигаться, одинаково невозможно – снег быстро выравнивает всё, и уже разноцветные железные коробки почти сплошь превратились в обтекаемые сугробы». Согласитесь, очень красивая картина, чистое и яркое, живое описание, несмотря на упоминание мусорных ящиков и ржавой рухляди. Для меня талант писателя оценивается как раз его способностью создавать (а, значит, и видеть!) волшебные декорации, тихую, ненавязчивую, но такую необходимую канву своему повествованию. Как видим, автор «Старика и ангела» умеет, потому немного жаль, что он выбрал стиль «как Бог на душу положит». Хотя… На вкус и на цвет, как известно, товарищей не ищут.
Людмила ЧЕРНИКОВА