Снова в «школу»
Название книги: Училка
Дамские романы, иначе именуемые «бульварным чтивом» — жанр, претендующий на бессмертность и вечное издание. Эти романы всегда хорошо продаются, занимают отдельный стенд в книжных магазинах и вообще, легки на подъём. А чтобы такие книги писать – больших умственных усилий не требуется. Но важно и нужно понимать, что даже в этом жанре бывают частные случаи: роман «Училка» Наталии Терентьевой к ним как раз и относится.
Вообще, «Училка» имеет удивительное качество для своей категории: сразу видно, что Терентьева либо писатель достаточно находчивый, либо ещё не исписавшийся в своём жанре – книга у неё не первая, и нужно предполагать, что совсем не последняя. Но, несмотря на качество работы, определить жанр книги, кроме как «женский роман» невозможно – стиль, сюжет и аудитория выдают сразу.
Сюжет знаком ещё по американским комедиям про школу: главный герой от безысходности идёт устраиваться на работу школьным учителем. Школьники не особо-то и хотят признавать в персонаже преподавателя, да и человека вовсе, на что он даёт свой «ответ Чемберлену»: сначала пытается получить влияние при помощи тирании и ударов указки по преподавательскому столу, потом у коллектива явно что-то преломляется, благодаря чему учитель всё-таки находит с ним общий язык, объясняя, что «не я тиран, это вы такие». Тирания плавно перетекает в дружбу, а в конце все неминуемо плачут от горечи расставания, попутно утирая друг другу сопли. У Терентьевой сюжет такой же, только помимо школы у главного героя существует семья – двое детей и бывший муж. Здесь я считаю необходимым отметить, что персонажи школьников проработаны куда лучше, чем члены семьи. Последние ведут себя одинаково в любых ситуациях и испытывают крайне ограниченный ряд эмоций. Например, дочь главного героя вне зависимости от окружающей обстановки только и может, что «переливисто смеяться, «выть», и «тихо говорить».
Нельзя и упускать из виду другую составляющую романа, а именно – обилие размышлений, которые используются писателем к месту и не к месту. Автор всё время апеллирует заезженными и надоевшими псевдомудростями, давно и успешно прижившимися на просторах Интернета. Так же совсем не вписывается в общую картину слишком затянутые и глупые диалоги, нарушение логики времени и явный недостаток трагизма. К слову о трагизме и сложностях – слишком мало усилий персонаж прикладывает к разрешению проблем и всё решается как по мановению волшебной палочки. А впрочем, «Училка» — не тот жанр, в котором есть смысл бороться с таким недочётами.
Хотя книга и имеет отношение к жанру «женского романа», рассматривать её исключительно как женский роман не хочется, всё-таки, несмотря на ряд недостатков, слишком качественная работа для своей «коммерческой» ячейки на рынке и даже неплохо читается, особенно, если не вникать в сюжет, а принимать всё как данность. Особенно, если предполагаемый читатель – инфантильная дама «за сорок пять».
Юлия КОРЗИНКИНА