Джордж Оруэлл «1984»
Название книги: 1984
Наконец, руки дошли до этого нашумевшего в своё время, даже можно сказать, ставшего знаковым, произведения Оруэлла. Трудно было к нему подступиться из-за нароста из ярлыков типа эпохального, шедеврального романа. Как, вы не читали Оруэлла? Как можно?.. Естественно, в советской школе его не изучали, более того, он был запрещён в СССР из-за легко просматриваемых исторических аналогий. Это ещё больше разжигало интерес, но…
Во-первых, разочаровал сам объём романа — всего 200 страниц текста мелким шрифтом. Так как мне попалась книга 1989 года издания, можно предположить, что в те годы у советской власти уже начались проблемы с дефицитом, в том числе и бумаги. Поэтому шрифт выбрали мелкий, читать дискомфортно, но, может, сюжет и содержание компенсируют технические неудобства?
Такое ощущение, что для придания увесисости книгу дополнили ещё публицистическими заметками Оруэлла и его критическими эссе. А то уж очень тонко выглядел роман в одиночестве.
В аннотации к роману написано, что «1984» — самое известное и чуть ли ни самое удачное произведение Оруэлла, принёсшее писателю мировую славу. Без него он не состоялся бы как писатель. С чем можно поспорить. По мне его «Дочь священника» куда более удачное и достойное внимания читателя.
Сама по себе фантастика, будь то даже социальная или политическая, требует особой подготовки, знаний, не побоюсь даже — дара предвидения. Захватывающий сюжет должен увлекать читателя в будущее с его невиданными «примочками». Что же у Оруэлла в его фантастике, которая больше смахивает на неудачный политический памфлет? Телекран — аппарат вроде громкоговорителя, который нельзя полностью выключить, можно только приглушить, потому что он наблюдает за каждым членом общества, в каждой квартире, кафе, офисе. Только политическая элита обладает правом отключить телекран не более чем на полчаса. Ну ещё пневмопочта. Всё. На этом фантастика закончилась. Других возбуждающих воображение аттрибутов будущего в романе нет. Даже тюремая параша никак не изменилась со времён царя Гороха. 200 страниц безнадёжного страха к усатому Старшему брату, за образом которого угадывается Сталин и маленькие надежды на Голдштейна, который совершит переворот и этого брата низвергнет (угадывается Троцкий пока ещё не зарубленного ледорубом). Всё остальное хорошо знакомо нам, жившим в СССР. Советские маразмы, политическое зомбирование, поиск внешнего врага, стукачество, дефицит, блат, словом, всё в романе вызывает знакомое отвращение.
Понятно, что в 1948 году, когда был написан роман, такие произведения-страшилки нужны были капиталистическому Западу, испугавшемуся красной чумы, дошедшей до Берлина и Африки. Поэтому империалисты так активно пиарили роман, впрочем, как и советских писателей-диссидентов, обличавших пороки социализма. Но что от этого для литературы? Сомнительная художественная ценность, скудость фактуры, поскольку Оруэлл описывал со стороны, не зная что такое Гулаг, советская коммуналка, дефицит, блат, партийная дисциплина. Впрочем, последнее ему было отчасти знакомо. По политическим взгядам Оруэлл был социалистом, только правильным, утопическим социалистом. Ему симпатичен был социалистический уклад без перекосов. Но писатель всё-таки предсказывал в романе победу идей Старшего брата и установление на долгие времена несправедливого, абсурдного, античеловеческого строя с сомнительными ценностями. Единственно о чём мы печально сожалеем вместе с писателем — это об утрате стабильности социалистического общества, которое всегда тебе гарантировало работу, кусок хлеба и порцию джина, образование, лечение, жигули шестой модели, правда, ценой отречения от политического плюрализма.
Теперь о том, что же всё-таки предвидел писатель? Мир, стремящийся к однополярности. В романе Океания воюет с Евразией, потом она уже с ней не воюет и стирает из памяти граждан этот факт, внушая, что Океания воюет с другой страной. Одиночество человека ХХ века. Отвратительная еда и дефицит продуктов питания. Резкое расслоение общества на элиту и быдло (пролы). Причём, пролы — это статика, они не меняются, им ничего не нужно, кроме пива и джина. Борьба в таком обществе ведётся между элитой (внутренняя партия) и средним классом (внешняя партия). Ну почти описал Рублёвку и какой-нибудь спальный район Бутово. Средний класс хочет пробиться наверх, чтобы позволить себе некоторые вольности и привилегии, но без свержения этого прогнившего строя. Не мог Оруэлл знать, что в 1985 году появится Горбачёв, который разрушит колыбель зла, и Ельцин, ненавидящий всё советское, коммунистическое, хотя сам был вскормлен и поднят на вершины этой самой коммунистической партией.
Пожалуй, ещё надо отдать должное Оруэллу за находку с заголовком. Ещё издревле магия цифр завораживала. Оруэл, закончив писать роман в 1948 году, не мог придумать ему название и просто переставил две цифры в конце этой даты. После американского писателя этим приёмом воспользовались многие другие. Но мы то знаем, кому принадлежит находка. И современный Сергей Шаргунов со своим романом «1993», и «0911» (гибель башен-близнецов в Нью-Йорке) обязаны находкой заглавия Джорджу Оруэллу. Здесь сама цифирь несёт больше смысла, чем слова. Чего не скажешь о «1984» — просто дата, и ничего за ней не стоит ни эмоционально, ни исторически.
Слава Богу предсказания писателя не сбылись ни в 1984 году, ни позднее. А может в этом и есть заслуга романа-предостережения, ромна-предупреждения. И только за это можно быть благодарным писателю. А для художественного наслаждения мы уж почитаем «Дочь священника».
Иван КНИГОЛЮБОВ