Кодекс времени от Парфёнова: что-то убого
Название книги: Намедни. Наша эра. 2006–2010
Солидная, прекрасно иллюстрированная и занимательная книга, скорее всего, найдёт своих поклонников. Меня в их числе нет.
Недавно в свет вышел очередной том сочинения тележурналиста Леонида Парфёнова – «Намедни. Наша эра. 2006–2010». Солидная, прекрасно иллюстрированная и занимательная книга, скорее всего, найдёт своих поклонников. Меня в их числе нет.
Книга состоит из небольших статей, имеет подзаголовок: «События, люди, явления – то, без чего нас невозможно представить, ещё труднее – понять».
Но кто этот адресат, кто именно страстно хочет нас представить и понять? Мы (русские) как-то справляемся своими силами, стало быть, Л. Парфёнов пишет свой дайджест для марсиан или юпитерианцев. Только их, наверное, можно убедить, что избрание Обамы и Саркози, смерть Майкла Джексона, сомалийские пираты, выход фильма «Аватар» и статуэтка, которую метнул псих в Берлускони, – это то, без чего русских не представить и не понять.
Напрасно журналист убирает всякие ссылки на собственные пристрастия и пишет так, будто это вещает космический разум. А не грешный человек, со своими сугубо личными симпатиями и антипатиями, замаскированными под псевдообъективность. Даже сам отбор событий и явлений для своего кодекса времени Л. Парфёнов провёл крайне субъективно.
Возьмём для примера 2006 год. Кто спорит, убийство Политковской и Литвиненко – важнейшие события года. А вот уже катастрофа «феррари», где сидели Канделаки и Керимов, – просто пена дней, ничего не дающая уму. Звание заслуженного артиста, которое получил пианист Денис Мацуев, – событие рядовое, для чего это вообще включать в реестр существенного и важного, непонятно. Так же как и разгоны гей-парадов, прошедшие по краешку русского сознания. Сквозь зубы, с явной неприязнью, но всё-таки написано про фильм «Остров» Лунгина – вся православная тематика вызывает у Парфёнова очевидные корчи, ну так на то он и есть правоверный либерал. Такая у него оптика.
Эта оптика определена невидимыми очками, на которых написано: Россия – «авторитарный монстр» и «демонизированная сверхдержава». Поэтому всё, что годится для рассмотрения этими очками, попадает в реестр к г-ну Парфёнову. А то, что не подтверждает или противоречит, – в корзину.
Но если о российском государстве ещё можно сказать как об «авторитарном монстре», не покидая пределов разумного, то сказать подобное о России нельзя. Это глупость или ложь. Или – следствие хронической ненависти. В таком случае надо почаще ездить за границу отдыхать, а не составлять для марсиан «кодекс времени» ненавистного монстра.
Какая скучная, душная, противная, убогая картина сложилась под пером тележурналиста! Особенно если посмотреть на отбор культурных событий. Театра нет. Литературы нет, разве упомянуты Быков и Сорокин. В кино у нас два режиссёра – Михалков и Лунгин, второго г-н Парфёнов ещё признаёт, а первого… что говорить. Текст о выходе «Утомлённых солнцем – 2» просто позорный, очевидно, что журналист картины не видел, а так, поболтал с приятелями, «Эхо Москвы» послушал. Музыки у нас тоже нет – за роялем сидит один Денис Мацуев, потому что Плетнёв в Таиланде сами знаете чем занимается (об этом Парфёнов счёл нужным написать!). Зато обширные статьи посвящены Лепсу, Михайлову и Ваенге – разумеется, у «авторитарного монстра» никакой культуры быть не может, только попса. Ладно, подавитесь, вот вам статья «кражи в Эрмитаже». Вот вся ваша культура…
Я сама не оптимист. Но «очков либеральных» не ношу – поэтому ещё иногда что-то различаю в жизни. И мне кажется, что этот «кодекс времени» – фальшивый. Мы живём трудно, но не так убого. Скорее всего, убожество парфёновского «кодекса времени» предопределено главным образом личностью и судьбой автора.
Он, прежде всего, несвободная голова. Он повторяет, как попугай, чьи-то формулы и берёт в лавочке готовые мнения. А где у нас изготовляют убеждения, что слово из трёх букв, нарисованное арт-группой «Война» на Литейном мосту, это большое событие культуры, мы догадываемся. Поэтому Л. Парфёнов посвящает слову из трёх букв целую полосу. Он что, так обожает современное искусство? Да нет. Просто таков круг его общения, таков воздух московской тусовки. Таков приказ.
При большом самомнении знаний и талантов у Леонида Парфёнова не так уж много. Пишет он невыразительно, когда в свою телевизионную пору приглашал профессиональных критиков для сочинения текстов, они были куда ярче и умнее. Но, конечно, для тележурналиста Парфёнов оснащён достаточно. Искренне сожалею, что у него нет постоянного эфира и желаю Леониду его обрести. Тем не менее, покушаясь на создание картины жизни великой страны за целых пять лет, надо, я думаю, оставить личные обиды на «режим» и снять очки, в которых Россия выглядит как деревенская дурочка с мокрым подолом, еле бредущая в блистательной компании офицеров и джентльменов.
И обязательно следует крупными, гигантскими буквами написать, подчеркнуть – это моя, лично моя картина мира, мой отбор, мои предпочтения. Это я считаю, что без написанного мной русских трудно представить, ещё труднее – понять.
Татьяна МОСКВИНА