Кто убил Троцкого? Или Повесть о трепетной мужской дружбе
Название книги: Архитектор и монах
Хитрая наука «история» если и допускает альтернативу себе, то весьма несущественную. Не было у 20-го столетия шанса на бескровность, не было.
Когда-то давно, лет 20 тому назад, на вступительном экзамене по истории мне достался билет о Великой Октябрьской социалистической революции. Я «отбарабанила» параграф из учебника, счастливо не упустив ключевых моментов про залп Авроры и штурм Зимнего. В теме этой трудно было ожидать подвоха, незнанием ответа мог бы похвастаться разве что какой-нибудь тинейджер со Среднего Запада, а то и вовсе инопланетянин. Однако дополнительный вопрос мне всё-таки был задан: был ли шанс избежать революции? Или хотя бы существовала ли возможность альтернативного развития истории пусть уже после переворота? Такой вот творческий ход со стороны преподавателя. Я немного стушевалась, но анализировать было некогда, к тому же я по складу своему всегда и везде люблю рассмотреть альтернативу. Итак, я выбрала ответ «да». А историк вздохнул устало и молвил: «Нет, вы не правы. Оценку это, конечно, не снижает, потому что важно просто иметь своё мнение»…
И вот Денис Драгунский в своей повести-очерке, притче, если хотите, рассказал то, что я не успела сочинить в юности. Лично мне читать эти по-настоящему талантливые, художественные размышления было безумно интересно. Радовали язык, стиль, нестандартность сюжета. Волновали образы, мысли, выводы. Очень хорошая история, воистину «senonevero, e bentrovato (если это не правда, то хорошо придумано)».
А какая поразительная многослойность! Приведу пример: «Сильнее же всего возмущало упорство, с каким правительство отмалчивалось. На неприятные вопросы – а жизнь, несмотря на благоприятные темпы развития, не была полным парадизом – высшая власть не отвечала вообще. Или с каким-то изумительным словесным жонглёрством от ответа увиливала». Не показалось ли вам это смутно знакомым? То-то же! По-моему, это не вчера реальное и не вчера из фантазии автора, это наше с вами самое что ни на есть настоящее сегодня.
У писателя всё шиворот навыворот и задом наперёд в истории, культовые личности 20-го века выглядят пародией на самих себя, но реки крови пролиты все едино, диктатуры, войны и геноцид народов никуда не исчезают. Неизбежность кошмара прошлого столь очевидна, что вся наша великая и страшная история представляется не более чем карточной колодой, которую можно, конечно, старательно перетасовать, но количество тузов или шестёрок, а также их масть изменить невозможно. Бесполезно пытаться, беспощадно прав был мой экзаменатор.
Детективная интрига (так кто же убил Троцкого?) вкупе с нежными отношениями Гитлера и Сталина совершенно бесподобна. Книга начинается с их знакомства в венском кафе и заканчивается там же. А всё, что было между – это десятилетия их удивительного сотрудничества, трогательной дружбы, ухода (у одного так бегства) от политики, а также удивительной метаморфозы обоих. Адольфа Гитлера — от юного посредственного художника до архитектора, масштабно мыслящей личности, милосердного защитника евреев, а Иосифа Сталина — от террориста, весьма трусоватого, до монаха-митрополита. Гитлер – обаяшка и бабник, можно себе такое представить? Останусь верной себе и скажу: почему бы нет. «Майн Кампф» же и Ева Браун понадобились писателю, вероятно, чтобы лучше опознать мерзавца. А Сталину с той же целью необходимы больная рука, трубка и комплексы. Но, главное, отношения! За Сталина обидно, он явно привязан больше. Не исключено, что пришлось даже пожертвовать Троцким из-за… скупой мужской ревности. Зато Гитлер не расстался-таки с амбициями своего реального прототипа, потому Троцкий снова – крайний. Ну-у-у, судьба, наверное, такая.
В целом, «Архитектор и монах» — увлекательнейшее чтение, мудрое, острое, в меру драматичное и приправленное хорошей долей юмора к тому же.
Людмила ЧЕРНИКОВА