Гнилые трубы, или Наташа Ростова
Помните ли вы, где познакомились Пьер и Наташа? А куда ездил обедать Стива Облонский? Совсем скоро в Москве стартует проект «Литературное присутствие». Столичные власти решили отметить места на улицах города, упомянутые на страницах известных книг. Но заставит ли это тех, кто давно не открывал классику, прочитать популярные произведения? И во сколько обойдутся городу новые арт-объекты?
Посиди на скамейке Воланда
Как сообщили нам в Департаменте культуры Москвы, сегодня проект проходит утверждение. Планируется, что у столичных домов, парков и мостов, упомянутых в известных произведениях, установят опознавательные литературные знаки.
Появится около 500 указателей, табличек и знаков с силуэтами популярных писателей и персонажей. Например, москвичи с лёгкостью смогут найти печально известное место в районе Нескучного сада, где Герасим утопил Муму. Или назначить свидание у дома Ростовых.
Проект удачно приурочен к Году литературы, отсчёт которого начнётся уже скоро. «Стартует «Литературное присутствие» весной, так как будет востребован, главным образом, при тёплой погоде. К этому времени будут проведены все экспертные заключения, утверждён список объектов, который будет разрабатываться специалистами-литературоведами, краеведами и археологами», — рассказали представители Департамента культуры Москвы.
Пока известны лишь некоторые места, которые удостоятся литературной метки. Среди них: Центральный дом культуры железнодорожников из романа Ильфа и Петрова «12 стульев», семикомнатная квартира профессора Преображенского на Пречистенке, дома Фамусова и Облонских, легендарная скамейка Воланда…
Арт-образы
Согласно утопической идее чиновников, проект заставит москвичей больше времени посвящать чтению. «Привлечь внимание к литературе по-настоящему может только углублённое или «усладительное» чтение. Конечно, литературная организация уличного пространства тоже важна. Здесь главное – элемент сотворчества! Нужно, чтобы читатель, в той или иной мере, обязательно поучаствовал в событиях классических книг или в их судьбе. Проехался в бричке с Чичиковым, почувствовал себя чеховским студентом…», — говорит Борис Евсеев, прозаик, лауреат премии Правительства РФ в области культуры.
Читатель, хоть на час, должен встать вровень с героями великих произведений или даже стать одним из героев. «Арт-объекты – это всегда арт-образы! Можно создавать целые группы, а не одинокие задумчивые скульптуры. Нужен, по сути, хоровод скульптур, в который мог бы войти и «вписаться» каждый читатель. Ещё можно выдавать одежду и атрибуты героев – плащи, кепи, цилиндры, трости, зонты…», — делится идеями Борис Евсеев. Также прозаик предлагает посвятить определённое место Москвы только одному писателю или литературному произведению. «Например, Пушкин – Арбат и Харитоньевский переулок. Платонов – Тверской бульвар (хорошо бы с метлой, выметающий литературный сор, у Литинститута его поставить!). Ахматова и Шмелёв – Замоскворечье. Бунин – Арбат, Смоленка. (А если взять за основу один рассказ «Чистый понедельник», то Ордынка)».
Безусловно, всё это запомнилось бы москвичам куда лучше сотни лекций по литературе. Да и привлекло бы больше внимания, чем простые знаки с цитатами или силуэтом кота Бегемота.
«Главное требование для будущих арт-объектов – это яркость. Необходимо, чтобы знаки и таблички действительно были приметными для смотрящих себе под ноги москвичей», — считает Татьяна Яковлева, учитель литературы одной из столичных школ.
Эксперты добавляют ещё несколько требований: прочность материалов (вандализм в обществе ещё никто не искоренил) и наличие на знаке или табличке QR-кода со ссылкой на текст произведения. Это позволило бы москвичам, не выпускающим из рук смартфоны, моментально скачать книгу из интернета. Но верите ли вы, что казённой табличке действительно под силу заставить людей прочитать «Войну и мир» или «12 стульев»?
Пилите, Шура, пилите
Власти хотят побыстрее превратить Москву в столицу европейского образца, соответствующую современным представлениям об организации городского пространства. Но начали, как всегда, не с того. «Не уверена, что «Литературное присутствие» — проект первой очерёдности. В Москве очень много других проблем, которыми властям стоило бы заняться в первую очередь — организация парковок, реформа общественного транспорта, дорожное строительство, капитальный ремонт домов — деньги ведь идут из одного бюджета. Но если отвлечься от проблемы перетягивания финансового одеяла — на что нужны деньги в первую очередь: на гнилые трубы или Наташу Ростову, — то проект представляется очень симпатичным. Сделать зримым текст и контекст, связанный с Москвой, — прекрасная идея», — считает Наталия Осс, писатель, журналист.
Сколько точно будет стоить каждый арт-объект, пока неизвестно. Это станет ясно, когда эксперты утвердят дизайн и материалы. Пока же, по предварительным подсчётам, проект обойдётся властям в 25 миллионов рублей!
Полностью реализован он будет к осени 2015 года. «Мы рассчитываем, что все утверждённые объекты будут размещены к Дню города Москвы, который традиционно отмечается в первые выходные сентября», — заявили в Департаменте культуры Москвы.
Вот только многие эксперты сходятся во мнении, что проект – лишь прикрытие для освоения бюджета. Вряд ли, пройдя мимо нарисованного силуэта или голограммы кота Бегемота, москвичи откроют дома «Мастера и Маргариту».
«Лучше бы власти наладили распространение книг. Ведь достать их где-то в глубинке, а не в Москве и Санкт-Петербурге до сих пор нелегко. Люди не раз мне жаловались, что многих изданий там не купить. Поэтому пользы было бы больше не от знаков и табличек, а от издания хороших книг», — считает Людмила Сараскина, литературовед, ведущий научный сотрудник государственного института искусствоведения РАН, автора биографии «Александр Солженицын».
Дарья ФИЛИППОВА