«Теллурия». Владимир Сорокин

Автор книги: Владимир Сорокин
Название книги: Теллурия

«Теллур – химический элемент 16-й группы 5-го периода в периодической системе, имеет атомный номер 52; обозначается символом Te (лат. Tellurium), относится к семейству металлоидов». Впрочем, сам Сорокин в процессе написания романа, по-видимому, к справочным изданиям не обращался – во всяком случае, сорокинский теллур разительно отличается от теллура реального.

Герои романа забивают теллуровые гвозди не куда-нибудь, а в самую свою макушку, и дальше… дальше происходит вот что: «липидные диафрагмы нейронов буквально слизывают атомы теллура с металла своими жирными кислотами, как языками, слизывают, слизывают, окисляют их, при этом сами стремительно размягчаются, начинается процесс в нейронах, в мозгу, и человече попадает в желаемое пространство». Проще говоря, теллур – это наркотик нового поколения, механизм действия которого состоит в том, что он не навязывает человеку фантастические видения, а показывает ровно то, что употребивший стремился увидеть.  

Этот самый теллур и становится, в общем-то, главным действующим лицом романа – пятьдесят глав, на которые дробится текст, не связаны друг с другом ни общими персонажами, ни каким-либо крупным событием. Больше того – главы эти разделены не только сюжетно, но и стилистически. Если хотите, каждая из них написана своим языком – вот язык русской литературы XIX века, вот стилизация под деревенскую прозу, вот канцелярский язык официальных прокламаций, вот корявый синтаксис неграмотного просителя, а вот однообразная лексика переводной европейской прозы. Сорокин виртуозно владеет языком и способен подделывать самые разные стили – впрочем, надо отметить, что стили эти изобретены не им, и заслуга писателя здесь не так велика, как это подчас пытаются изобразить.  

Другими словами, теллуровый гвоздь становится тем единственным смысловым стержнем, на который нанизаны пятьдесят глав «Теллурии». В какой-то момент эти гвозди превращаются в какую-то общечеловеческую идею, которая придаёт жизни персонажей смысл. Сорокин описывает мир 2070-2080-х годов – мир атомарный, расколовшийся, равновеликий человеку, ибо нет больше империй и нет глобальных идей. Россия развалилась на десятки суверенных государств, а Европа пала под мусульманским вторжением – но отнюдь не этот (вполне даже правдоподобный) сценарий служит причиной тому, что «Теллурию» называют антиутопией. Антиутопия – рассказ о будущем, в котором возобладали негативные тенденции развития – состоит именно в том, что люди перестали нуждаться друг в друге. Если в нашем мире счастье связано с самореализацией либо в общественной жизни, либо в личной (тут применима бессмертная максима «счастье – это когда тебя понимают»), то у Сорокина счастье – это когда гвоздь в голове. Политическое устройство мира, описанное в «Теллурии», в общем-то, не многим хуже существующего (а в отдельных регионах даже лучше), невыносимым этот мир делают воцарившиеся отношения между людьми. Нормально общаются между собой лишь плотники (специалисты по забиванию гвоздей, чей профессиональный кодекс вынуждает их избегать употребления теллура) – всем остальным друг на друга откровенно наплевать. Для наглядности попробуйте представить себе наркоманский притон – подсаженные на иглу держаться вместе и даже иногда переговариваются, но теплоты и взаимопонимания в их отношениях быть не может. Помните притчу про веник и прутья – когда отец принёс своим трём сыновьям веник и попросил его поломать? Ни один из братьев с этой задачей не справился – тогда отец развязал веник и сломал каждый из прутиков, после чего объявил: если будете вместе, никто вам не страшен, но останетесь поодиночке – пропадёте! У Сорокина человечество осталось поодиночке – и кажется, что долго оно уже не протянет.

Окажется ли текст писателя пророческим, как известно, покажет время, но кое-какие из описанных явлений уже перекочевали со страниц «Теллурии» в современную нам с вами действительность. Не прошло и месяца с того момента, как роман о людях, вбивающих в свои тела гвозди, вышел из печати, а Россия взахлёб обсуждает выходку художника Петра Павленского, гвоздём прибившего свою мошонку к брусчатке Красной площади. Хочется спросить – а так ли уж верно, что нет пророка в своём отечестве?

Евгений ВИХАРЕВ

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика