Чудо справедливости
Название книги: Водяной
Издательство: Рипол-Классик
Год издания: 2015
Как выглядели бы классические сказки Андерсена, живи он в конце 20 — начале 21 века? Автора, сказки-притчи которого всегда остро били по самому живому, ничуть не жалея чувств читателя? На мой взгляд, чтобы понять это, нужно прочитать новый бестселлер от шведского писателя Карла-Йогана Вальгрена «Водяной»
Швеция, 1983 год. Петронелла — девушка-подросток, вынужденная ежедневно защищать от нападок своего младшего брата. Роберт слаб, неприятен внешне и откровенно жалок, что постоянно делает его объектом насмешек и даже откровенной травли. Родителям нет до детей никакого дела, мать редко бывает трезвой, а отец живёт «от ходки до ходки». Вся жизнь детей — это бесконечное выживание и усталая радость от каждого прожитого дня в суровых условиях маленького рыбацкого городка на побережье северного моря. Ситуация осложняется тем, что Роберта начинает всерьёз преследовать банда школьного хулигана Герарда — настоящего садиста и психопата. Неллу, пытающуюся спасти брата, ставят на «счётчик», тучи сгущаются всё больше… Но тут в их жизнь врывается Чудо в виде настоящего водяного, самца русалки, которого случайно вылавливают в море братья Тома, единственного друга Неллы. Жизнь преломляется, начиная напоминать тёмную, жестокую, тяжёлую, но всё-таки сказку, а в сказках, как известно, добро всегда побеждает зло…
«Водяной» с первых же страниц бьёт наотмашь звериной бессмысленной жестокостью, на которую, на самом деле, способны только люди. Автор как бы предупреждает читателя — будь готов, дальше будет только хуже. Не готов — закрой книгу. И дальше действительно всё становится лишь хуже и хуже. Чего только стоит описание норковой фермы и «делишек» банды Герарда — такой ужас и тоску не часто испытываешь даже при чтении хоррора. Роман бьёт под дых, не давая ни секунды анализировать прочитанное — мы как бы становимся на место рассказчика, Петронеллы, которой только и удаётся выживать, не задумываясь. Решать проблемы на месте, ничего не анализировать, не поддаваться тоске и бежать мимо, не вглядываясь — вот столпы её сохранения головы на плечах в условиях выживания в жестоком, злом и равнодушном мире.
«Водяной» с первых же страниц бьёт наотмашь звериной бессмысленной жестокостью, на которую, на самом деле, способны только люди
Стиль повествования полностью отвечает этим законам и рисует личность Петронеллы — дёрганного, отрешённого и, по сути, равнодушного ко всему, кроме брата, подростка. И это равнодушие оправданно — ведь если раскрыть глаза и пропускать всё через себя, недолго сойти с ума. А это запрещено. Роберт один не сможет.
Появление водяного в этой бешеной гонке — как палка в спицах велосипеда. Удар, падение, оглядывание по сторонам. И шок от увиденного. Ведь так легко в спешке пропустить чудо мимо, и не просто пропустить, а ещё и не успеть помочь. Ведь для многих людей чудо — лишь беспомощная игрушка в равнодушных и жестоких руках.
Жестокость — пожалуй, одна из главных тем «Водяного». Причём не просто жестокость, а именно по отношению к беспомощному существу, будь то ребёнок, животное или некто, кто просто не может дать сдачи. Какие тёмные стороны натуры обнажаются, если речь идёт о полной безнаказанности? Как далеко это может зайти? «Водяной» показывает, что очень, очень далеко. Так далеко, что не стоит даже представлять. Но всё же…
Несмотря на грубость и обилие тяжёлых и неприятных сцен, «Водяной» — это всё-таки сказка. Жестокая, иногда до крайности натуралистичная, но всё же сказка. И в ней, как в каждой сказке, любовь и самопожертвование побеждают зло. Справедливость, пусть попранная, истерзанная и ослабевшая, всё же восторжествует над злом, каким бы незыблемым оно не казалось. Этому с детства учат нас сказки — добро не может быть слабее зла. Справедливость, высшая справедливость, всё-таки существует, и если она не может восторжествовать благодаря людям, она придёт извне — из недоступного человеку, высшего мира. А какой формы она будет — в виде ангела или монстра, уже не имеет никакого значения. Зло должно быть наказано.
Кристина МУРАТОВА