Александр Жуков: «Сейчас масса поэтов-графоманов по большому счёту. Порой, они не понимают этого сами»
Поэты с горечью вздыхают: сейчас такие времена, что их мало читают и уж совсем не слушают. К известному автору многочисленных поэтических сборников, лауреату популярнейшего советского сатирического журнала «Крокодил», победителю конкурса «Лучшая книга 2008-2010 гг.», барду и издателю Александру Жукову это утверждение не относится. Хоть он и начинал в начале 80-х прошлого века, с годами его поэтический дар приобрёл то мудрое и отточенное звучание, к которому стоит прислушаться молодым стихотворцам. Корреспондент «Пиши-Читай» лично убедился в этом, побывав на презентации сборника лирико-иронических стихотворений «Имя» Александра Николаевича. Кто-то из присутствующих коллег по цеху заметил, что Жуков — настоящий бард, который «может подарить людям не просто свою душу, а заставить их откликнуться и вызвать не только смех, но и слёзы».
— Александр Николаевич, в ваших стихах много мудрых философских вещей — они приходят с годами, или мудрость даётся от рождения в какой-то степени?
— Я вот прочёл одно стихотворение на вечере: «Был я умным, но не мудрым, мудрым я стал в конце пути, впору тут с ума сойти…» С годами мудреешь, набираешься опыта. Бывает, правда, наоборот, кто-то тупеет. Может, сосуды забиваются. Надеюсь, я не тупею. Но мудрость приходит с годами, так считается, так, наверное, и есть.
— Вы пишете стихи в классическом манере. А как вы считаете, молодые поэты продолжают эту традицию?
— Некоторые поэты продолжают. Дело в том, что раньше было нельзя напечатать то, что не прошло какие-то рецензии и всё прочее. Были определённые барьеры. Я понимаю, что были и поэты, и чиновники… Был там и отрицательный момент, но всё-таки был заслон для графоманов. Теперь можно напечатать всё что угодно, если у тебя есть деньги. Вот мне звонили недавно, не буду говорить кто: для жены нужно отпечатать книжку. Сначала говорили, что нужно напечатать 100 экземпляров. И я передал её сыну, он тоже член Союза писателей, у него больше возможностей заниматься этим. Я пока ещё не смотрел стихи, мне должны были по электронной почте прислать: какой-то бизнесмен, жена его любительские стихи пишет. Не знаю, насколько они хороши, насколько плохи. Он сам говорит, что первая книжка не очень. Понимаете, сейчас масса поэтов-графоманов по большому счёту. Порой, они не понимают этого сами, думают, что складно и всё хорошо, чуть ли не хуже Пушкина написали или даже выше Пушкина, выше Лермонтова. Но у них нет этой культуры. Но есть и настоящие поэты, их мало, как и раньше их было мало.
— Кого-то можете выделить из нынешних поэтов, может быть, вашего поколения?
— Лев Котюков, у него такая своеобразная манера. Вокруг него там группируется Григорий Осипов, Сергей Крюков — отличные стихи у него. Владимир Бояринов. Он возглавляет Московскую писательскую организацию. Но, с другой стороны, много в Московской писательской организации графоманов печатают, потому что надо как-то выживать, надо какие-то деньги зарабатывать. Но есть ряд настоящих поэтов.
— А вам присылают стихи на рецензию? По электронной почте, вы же Интернетом пользуетесь, как я понял, присылают стихи какие-то молодые поэты, просят вашего совета? Вот Евтушенко говорил, что мало кого можно выбрать.
— И правильно говорит, потому что мало что можно выбрать из этого моря. Хотя, есть там, конечно, и неплохие вещи, но трудно выбрать.
— Вы говорите, что издаёте сборники каждый год.
— Сборники авторов, за счёт авторов, конечно, но я тоже себя публикую. «Мужи и Музы», иронический сборник, иронические, сатирические стихи. Там попадаются и более слабые стихи, конечно. Но таких откровенно слабых я, конечно, не пропускаю.
— Поэзия не умрёт?
— Ну, конечно, не умрёт, просто, я говорю, сейчас слишком много авторов, свободно можно напечататься, если есть деньги. Это, конечно, плохо. Должны быть какие-то препоны.
— Что-то типа худсоветов?
— Редактура должна быть. Если брать массу, то они не могут отличить хорошее от плохого. Бизнес на книгах — это плохо, конечно. Масса книг — графоманство.
Беседовал Сергей МИЗЕРКИН