Гоголь не для всех
Название книги: Гоголь. Рим: из Третьего в Первый
Год издания: 2014
В Мультмедиа Арт Музее Москвы на днях прошла презентация книги-альбома и фильма «Гоголь. Рим: из Третьего в Первый». Этот мультимедийный проект Сергея Сонина и Елены Самородовой (товарищество «Свинец и Кобальт») посвящён путешествию Николая Васильевича Гоголя в Италию в 1843 году (самом малоизученном году жизни великого русского писателя). Корреспондент «Пиши-Читай» вместе с другими зрителями попытался понять творческий замысел авторов «кино не для всех»
Для начала следует ввести уважаемого читателя в курс дела. Итак, первый том «Мёртвых душ» уже напечатан, и прозаик снова отправляется в Рим, чтобы подлечить нервы и заняться написанием второй части своего гениального произведения. В Вечном городе он должен встретиться с бенедиктинским монахом падре Лоренцо Сфорца, обладающим даром экзорцизма. Два «восстановленных» письма Гоголя и Сфорца свидетельствуют об их интересе к подземному комплексу Фракасси и судьбе небольшой капеллы XI века.
Первая часть книги рассказывает о дорожном происшествии, случившемся с автором бессмертных «Мёртвых душ» «на 13-ой версте сумеречного российского тракта». Вторая часть повествует о пребывании Гоголя в Италии: писатель меланхолично прогуливается по благородным руинам Рима… Собственно, это и отражено в серии фотогравюр, выполненных, как уверяют создатели, по технологии XIX века в чёрно-белом изображении, о которых пойдёт речь ниже.
Необычность проекта состоит в том, что публике было предложено посмотреть 10-минутный фильм о «дорожном происшествии». Предвкушая нечто необычное и захватывающее, посетители с интересом начали вглядываться в экран. Долго шли титры с рекламой спонсоров проекта и вот, началось. Представьте: под нарастающий гул психоделической музыки с призвуками балалайки и бандуры в духе немого кино (слава богу в цвете), показывается инсценировка поездки Гоголя по российским заснеженным просторам, снятым, как выяснилось, в ближайшем Подмосковье. Вот долговязый двойник Николая Васильевича по всей моде середины 19-го века едет в санях на тройке лошадей (помните, гоголевское сравнение Руси с птицей-тройкой?), вот показывается бородатое лицо ямщика (в исполнении Сонина), вот новоявленный Гоголь шествует впереди конного экипажа, вот все устраиваются на привал, вот его верный ямщик и крепостной мужик разжигают огонь. И — почти кульминация. С ружьями и зажённым огнём, окружив писателя, отгоняют смертельно опасных врагов: волков, выполненных в виде полноразмерных плоских бутафорских изображений, заботливо расставленных вокруг путешественников. Вот уже и сам Николай Васильевич целится в близко подступившего медведя, стреляет, но картонка не падает. Что-то медное (видать, посуда) бросают через голову Гоголя, бежит ямщик, путешественники стремительно удаляются в санях… Да, все сцены заботливо разделены вставками чёрного экрана. Собственно, вот и всё «происшествие». Конец фильма, опять реклама спонсоров и титры.
Как объяснили авторы недоумевающим зрителям, «контрастом» проработки исторической одежды писателя и его спутников, настоящим оружием того времени и картонных моделей зверей показывается некая «диалектика». «Римская часть явлется отражением московской. 13 верста — граница между Первым Римом и Третьим, это пограничный столб отзеркаливает любого путешественника, который, как ни старается преодолеть бесконечную русскую равнину, пытаясь попасть в Рим Первый, всё равно возвращается обратно». Короче, сплошная стилизация, мистификация, аллегория, метафора, вряд ли понятные среднестатистическому зрителю, незнакомому с авторскими сверхидеями.
Вторая часть — те самые гравюры — была более понятна. Наш современник, актёр, который, как по секрету рассказали устроители встречи, человек очень нелюдимый и ни за что бы не пришёл на премьеру, щеголял в нарядах Гоголя по живописным местам древнего города, «мало изменившегося со времён синьора Никола Гаголь». Именно так, как уверяет Сергей Сонин, зовут итальянцы великого русского писателя. «Это не художественное кино и не стремление подражать и использовать какой-то пластический грим. И о его долговязости я вообще не думал. У нас есть такое книжное представление о Николае Васильевиче Гоголе. Что мы знаем чисто визуально о нём? Вот этот причесон, вот это каре, усишки. Но на самом деле у Николая Васильевича не было никаких волос. Он заказывал парики. В Италии он не мог их купить, потому что они дороги были. Он заказывал их в Москве или Петербурге. Жидкие волосы были и росли так, как он хотел», — развенчал привычный образ Николая Гоголя автор проекта. — А так Рим — город благословенный. И там замечательный продакшн, замечательные исторические костюмы, которые можно арендовать. Это костюм 19-го века. И наш друг жил в этом костюме совершенно естественно, и прохожие его воспринимали просто как должное. Однажды произошла ошибка, подошёл француз и спросил: «Месье Стендаль?»
Сергей Сонин уверял, что гравюры удались на славу, тем более, что ничего постановочного в весьма тёмных фотографиях нет: не использовались даже необходимые для качественной съёмки осветительные приборы: «Это кабинетная жанровая гравюра, которую можно на стеночку повесить».
Надо думать, что авторы — люди начитанные, тонкой душевной организации, знающие толк в русской и зарубежной классической литературе, — достигли своих целей. А вот понял ли высокие материи среднестатистический зритель?
Когда я вышел из зала, я спросил у пары молодых людей: «Поняли ли они задумку авторов?» Те ответить утвердительно не смогли. Забавно, но молодая интеллигентная пара уже меня спросила как журналиста: что я думаю о фильме и проекте, понял ли я, что хотели сказать создатели мультимедийного проекта «Гоголь. Рим: из Третьего в Первый»? Я честно ответил, что нет, лукаво прикрываясь тем, что у меня нет специального искусствоведческого образования, и я не могу категорично судить.
Примечательно, что сами авторы обиженно констатировали, что «наши проекты здесь (в России -Авт.) не прокатывают», отметив, что дух великого мистификатора русской литературы не преследовал их на съёмках, и ничего необычного не происходило. Впрочем, у каждого читателя есть возможность сделать свой вывод и оценить, стоило ли затевать такой проект и тратить, как думается, весьма немаленькие деньги: благо видео выложено на youtube.
Р.S. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным», — размышлял Николай Васильевич Гоголь. Несложно предположить, что эта мысль хотя бы раз посещала любого творческого человека и явилась причиной всей его деятельности.
Сергей МИЗЕРКИН