Гоголь не для всех

Автор книги: Сергей Сонин, Елена Самородова
Название книги: Гоголь. Рим: из Третьего в Первый
Год издания: 2014

В Мультмедиа Арт Музее Москвы на днях прошла презентация книги-альбома и фильма «Гоголь. Рим: из Третьего в Первый». Этот мультимедийный проект Сергея Сонина и Елены Самородовой (товарищество «Свинец и Кобальт») посвящён путешествию Николая Васильевича Гоголя в Италию в 1843 году (самом малоизученном году жизни великого русского писателя). Корреспондент «Пиши-Читай» вместе с другими зрителями попытался понять творческий замысел авторов «кино не для всех»

Для начала следует ввести уважаемого читателя в курс дела. Итак, первый том «Мёртвых душ» уже напечатан, и прозаик снова отправляется в Рим, чтобы подлечить нервы и заняться написанием второй части своего гениального произведения. В Вечном городе он должен встретиться с бенедиктинским монахом падре Лоренцо Сфорца, обладающим даром экзорцизма. Два «восстановленных» письма Гоголя и Сфорца свидетельствуют об их интересе к подземному комплексу Фракасси и судьбе небольшой капеллы XI века.

Первая часть книги рассказывает о дорожном происшествии, случившемся с автором бессмертных «Мёртвых душ» «на 13-ой версте сумеречного российского тракта». Вторая часть повествует о пребывании Гоголя в Италии: писатель меланхолично прогуливается по благородным руинам Рима… Собственно, это и отражено в серии фотогравюр, выполненных, как уверяют создатели, по технологии XIX века в чёрно-белом изображении, о которых пойдёт речь ниже.

Необычность проекта состоит в том, что публике было предложено посмотреть 10-минутный фильм о «дорожном происшествии». Предвкушая нечто необычное и захватывающее, посетители с интересом начали вглядываться в экран. Долго шли титры с рекламой спонсоров проекта и вот, началось. Представьте: под нарастающий гул психоделической музыки с призвуками балалайки и бандуры в духе немого кино (слава богу в цвете), показывается инсценировка поездки Гоголя по российским заснеженным просторам, снятым, как выяснилось, в ближайшем Подмосковье. Вот долговязый двойник Николая Васильевича по всей моде середины 19-го века едет в санях на тройке лошадей (помните, гоголевское сравнение Руси с птицей-тройкой?), вот показывается бородатое лицо ямщика (в исполнении Сонина), вот новоявленный Гоголь шествует впереди конного экипажа, вот все устраиваются на привал, вот его верный ямщик и крепостной мужик разжигают огонь. И — почти кульминация. С ружьями и зажённым огнём, окружив писателя, отгоняют смертельно опасных врагов: волков, выполненных в виде полноразмерных плоских бутафорских изображений, заботливо расставленных вокруг путешественников. Вот уже и сам Николай Васильевич целится в близко подступившего медведя, стреляет, но картонка не падает. Что-то медное (видать, посуда) бросают через голову Гоголя, бежит ямщик, путешественники стремительно удаляются в санях… Да, все сцены заботливо разделены вставками чёрного экрана. Собственно, вот и всё «происшествие». Конец фильма, опять реклама спонсоров и титры.

Как объяснили авторы недоумевающим зрителям, «контрастом» проработки исторической одежды писателя и его спутников, настоящим оружием того времени и картонных моделей зверей показывается некая «диалектика». «Римская часть явлется отражением московской. 13 верста — граница между Первым Римом и Третьим, это пограничный столб отзеркаливает любого путешественника, который, как ни старается преодолеть бесконечную русскую равнину, пытаясь попасть в Рим Первый, всё равно возвращается обратно». Короче, сплошная стилизация, мистификация, аллегория, метафора, вряд ли понятные среднестатистическому зрителю, незнакомому с авторскими сверхидеями.

Вторая часть — те самые гравюры — была более понятна. Наш современник, актёр, который, как по секрету рассказали устроители встречи, человек очень нелюдимый и ни за что бы не пришёл на премьеру, щеголял в нарядах Гоголя по живописным местам древнего города, «мало изменившегося со времён синьора Никола Гаголь». Именно так, как уверяет Сергей Сонин, зовут итальянцы великого русского писателя. «Это не художественное кино и не стремление подражать и использовать какой-то пластический грим. И о его долговязости я вообще не думал. У нас есть такое книжное представление о Николае Васильевиче Гоголе. Что мы знаем чисто визуально о нём? Вот этот причесон, вот это каре, усишки. Но на самом деле у Николая Васильевича не было никаких волос. Он заказывал парики. В Италии он не мог их купить, потому что они дороги были. Он заказывал их в Москве или Петербурге. Жидкие волосы были и росли так, как он хотел», — развенчал привычный образ Николая Гоголя автор проекта. — А так Рим — город благословенный. И там замечательный продакшн, замечательные исторические костюмы, которые можно арендовать. Это костюм 19-го века. И наш друг жил в этом костюме совершенно естественно, и прохожие его воспринимали просто как должное. Однажды произошла ошибка, подошёл француз и спросил: «Месье Стендаль?»

Сергей Сонин уверял, что гравюры удались на славу, тем более, что ничего постановочного в весьма тёмных фотографиях нет: не использовались даже необходимые для качественной съёмки осветительные приборы: «Это кабинетная жанровая гравюра, которую можно на стеночку повесить».

Надо думать, что авторы — люди начитанные, тонкой душевной организации, знающие толк в русской и зарубежной классической литературе, — достигли своих целей. А вот понял ли высокие материи среднестатистический зритель?

Когда я вышел из зала, я спросил у пары молодых людей: «Поняли ли они задумку авторов?» Те ответить утвердительно не смогли. Забавно, но молодая интеллигентная пара уже меня спросила как журналиста: что я думаю о фильме и проекте, понял ли я, что хотели сказать создатели мультимедийного проекта «Гоголь. Рим: из Третьего в Первый»? Я честно ответил, что нет, лукаво прикрываясь тем, что у меня нет специального искусствоведческого образования, и я не могу категорично судить.

Примечательно, что сами авторы обиженно констатировали, что «наши проекты здесь (в России -Авт.) не прокатывают», отметив, что дух великого мистификатора русской литературы не преследовал их на съёмках, и ничего необычного не происходило. Впрочем, у каждого читателя есть возможность сделать свой вывод и оценить, стоило ли затевать такой проект и тратить, как думается, весьма немаленькие деньги: благо видео выложено на youtube.

Р.S. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным», — размышлял Николай Васильевич Гоголь. Несложно предположить, что эта мысль хотя бы раз посещала любого творческого человека и явилась причиной всей его деятельности.

Сергей МИЗЕРКИН

 

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика