Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Магомед Султанов-Барсов: «Сегодня востребованность классической литературы очень и очень низкая, но она есть и будет до тех пор, пока мир совершенно не сойдёт с ума»

О вечной ценности классической литературы, силе философской мысли, влиянии религии на общественное сознание и многом другом рассказывает Магомед Султанов-Барсов, издатель, писатель и журналист…

— Магомед, расскажите, пожалуйста, про Ваше издательство. Какого направления придерживается «Аристотель»?
— Наше издательство, к сожалению, ещё не является в полном смысле этого слова издательством. Но поскольку мы, группа энтузиастов, всё же издали несколько книг и брошюр, нас можно и так называть. Мы издаём книги в двух особых форматах… Первый формат носит секретный характер и все пять брошюр, изданных под логотипом «Аристотель – Царь философии», предназначены для внутреннего пользования философов и философски мыслящих чиновников.
Во втором формате мы издаём книги и брошюры под логотипами самых разных издательств. Так были изданы книги Абдурахмана Камилова «Корпоративный лидер», Гаруна Курбанова «Прощание с марксизмом», а ещё ранее – исторический роман Омара Султанова «Большой Умахан». В начале декабря уходящего года вышла в свет книга покойного министра физкультуры и спорта Республики Дагестан Арсанали Муртазалиева в соавторстве со мной «Умар-Хаджи Андийский».
Мы существуем с осени 2011 года, но до сих пор не смогли подняться, что называется «с колен», и «ползём» по непаханому издательскому делу, словно грудные дети по полу.        
Всё дело в отсутствии источников финансирования. Но! Мы не ропщем и на сделку с совестью не идём в поисках источников финансирования. А понимающих важность нашей философской направленности людей очень мало, во власти же, среди имеющих право субсидировать издательство, таковых мы не встретили ни одного. Но, предвосхищая ваш вопрос о нашей озлобленности, сразу скажу: мы не озлоблены, мы просто находимся в состоянии постоянного поиска… Но не источников финансирования нашего издательства, а решения общегосударственной проблемы дефилософизации общественного сознания, если вам это о чём-нибудь говорит…
Прошу прощения, за назидательный тон.
Российское общество отличается от западного тем, что подавляющее большинство россиян являются сторонниками классических ценностей жизни, культуры, цивилизации. Но при этом россияне отданы на откуп постмодернизму, некоему нелинейному (антиклассическому) общественному дискурсу, который поощряет любую индивидуальность, вплоть до преступной, пороки объявляет добродетелью, а добродетели – пороками. И если это пока ещё укрепляет Западный мир, Европу и Америку, то укрепить Россию постмодернизм, провоцирующий дефилософизацию в обществе, не может, он лишь погубит Россию. Следовательно, Россия должна найти решение смертельно опасной задачи в ликвидации дефилосфических тенденций и, соответственно, в поощрении развития философских тенденций в формате строгого академизма (научности).   
— Вы издаёте классическую литературу? Насколько она, по-Вашему, сейчас востребованна?
— Специально классику мы не издаём и даже не планируем. Классика потребует полноценной полиграфии, а это стоит больших денег, которых у нас нет, а если даже появятся, мы скорее издадим пролегомены (вводные курсы в мир таинства) к ним. Что касается востребованности… Это конъюнктурная тема, элемент рыночного сегмента… Сегодня востребованность классической литературы очень и очень низкая, но она есть и будет до тех пор, пока мир совершенно не сойдёт с ума.  
— С кем из известных авторов сотрудничает «Аристотель»? Много ли Вам встречается молодых перспективных авторов? Были ли у издательства «открытия» в этом плане?
— Ни с кем. А среди молодых по-настоящему талантливых авторов не встречается и вовсе. Авторов следует готовить, также, как и любых других специалистов. Разумеется, с учётом таинственного характера творчества… По моим личным исследовательским наблюдениям, для того, чтобы заполучить одного по-настоящему талантливого поэта или прозаика, необходимо иметь в обществе одну тысячу пишущих и печатающихся авторов. Закон диалектики, так сказать, диктует условия созидания прекрасного – возникновение качества только посредством количества.
— Как по-Вашему велико ли влияние религии на общественную мысль и на литературу?
— Религия влияет по-разному, позитивно и негативно. Позитивно в той части, где религия функционирует как фактор, сдерживающий людей от зла, и, наоборот, негативно там, где идёт развитие клерикализма, сепаратизма, экстремизма и т.д.
— Как издатель, писатель  и журналист скажите, реально ли с помощью литературы погасить межэтническую неприязнь, вернуть людей на путь здравого смысла? Фазиль Искандер, Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Муса Джалиль  – неужели они, принимая во внимание нынешнюю обстановку, писали в пустоту? Неужели их литературный труд, а где-то и человеческий подвиг, могут быть обесценены по «национальной шкале»?
— Обесценивание последних советских классиков уже произошло, и только благодаря государственной подпорке их наследия всё ещё продолжают по инерции влиять на умы и сердца людей, делая их немного добрее и умнее. Но из перечисленных вами четырёх великих советских литераторов моих упрёков (исследовательских) избегает только Муса Джалиль, геройски погибший в 1944 году в Берлине. Дело в том, что художественная литература, сколь бы гениальной она ни была, может благотворно влиять на общество тогда и только тогда, когда оно имеет философски состоятельное сознание. А этот фактор и феномен до сих пор игнорируют власти и ныне пишущие мэтры многонациональной российской литературы. 
— Какие книги Вы сами читаете? На каких произведениях Вы «росли»? И что Вы сейчас, в настоящий момент, пишете?
 — Пушкина и Лермонтова! Это, прежде всего. А так, разумеется, я читал и «рос» на том списке классиков, которых преподают в школе и читают в кругах интеллектуалов России. Но вернёмся к Пушкину и Лермонтову… Их эпистемологический потенциал, как бы парадоксально это ни звучало, до сих пор не реализован в литературоведении, а значит и в общественном сознании, как того требует логика литературного познания.
Самое крупное и значимое для мира произведение Аристотеля, «Метафизика», начинается с утверждения о том, что люди стремятся к знаниям не ради пользы, а ради них самих. Для тех, кто не умеет читать между строк, Аристотель наставлял людей искать знания ради знаний, без всякой подвязки знаний к практическому делу созидания, пользы, развития социокультурной и социоэкономической сфер жизни. И вот вся российская научно-творческая интеллигенция, по крайней мере, в подавляющем своём большинстве, действует именно в этом буквалистическом направлении. Почему? Да потому что наука с литературой, точно так же как власть, чудовищно бюрократизированы. И пока мы её неразбюрократизируем, смертельно опасные тенденции дефилософизации России будут продолжаться. Вот об этом я пишу.
— Каково, по-Вашему, будущее России, учитывая её прошлое и настоящее? Какая идея сегодня могла бы стать для неё национальной?
— Будущее нашего отечества – незыблемо: Россия есть и будет великой державой. Но вот какую цену придётся нам, россиянам, заплатить за незыблемость Отечества – другой вопрос…
— В последнее время мир разделился на сторонников и противников глобализации. По Вашему мнению, глобализация – это зло или добро?
— Глобализация есть диалектическая данность, вторая и третья фаза НТР (научно-технической революции) наряду с индустриализацией и постиндустриализацией. В условиях фантастического развития науки и техники глобализация есть процесс естественный… Другой вопрос, кто орудует у рычагов распределения материальных средств и высокоцивилизованных услуг. В этом смысле глобализация есть системный инструмент, как и оружие массового поражения. Когда атомная бомба находится в наших руках – это хорошо, но плохо, когда ею завладевают наши потенциальные противники…
На этом, пожалуй, я ограничусь, хотя тема бесконечна.  

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика