Сказка – ложь, да в ней намёк…
Название книги: Мильфьори, или Популярные сказки, адаптированные для современного взрослого чтения
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2013
Все мы родом из сказки. Надо просто уметь это увидеть, признать, да ещё рассказать языком живым и сочным.
С чего же, однако, начать? Да начните же с чего-нибудь, ну с главного начните! Не поручусь за точность цитаты из популярного советского фильма, потому оставлю без кавычек своё вступление.
Беда (она же и радость) здесь в том, что главное – всё. Давненько я не переживала столь упоительный восторг от книги. Сказки Ады Самарки – просто какая-то феерия мастерства! Вкус, фантазия, самобытность, мораль – в её сказках есть всё. Читатель отдыхает, размышляет, восхищается и горюет. Книга оставляет после себя бесконечно приятное послевкусие, которое хочется длить и смаковать.
Свои адаптированные сказочные сюжеты писательница связала совсем не фольклорной историей. Более чем реальной и весьма трагичной. Муж главной героини в результате, будем говорить так, несчастного случая оказывается на пороге между жизнью и смертью. Молодая женщина, проводя ночи в реанимации, по совету врача рассказывает находящемуся в коме любимому человеку сказки. Зачем понадобился автору подобный приём? Одно из двух. Либо в качестве демонстрации мысли о том, что все мы, в конечном счёте, живём в сказке, порой злой и без хэппи-энда, но с определённой моралью, либо не существует сказок вовсе, одна только беспросветная быль кругом. И, знаете, так или иначе, с Самаркой трудно спорить.
Давненько я не переживала столь упоительный восторг от книги. Сказки Ады Самарки – просто какая-то феерия мастерства!
Теперь по существу. Вот, верите ли, никогда мне не нравился этот малахольный колобок. Глупый кусок теста, ловко обведённый лисой вокруг пальца. Но принято как-то жалеть эту румяную лепёшку, ведь сказочная лиса-то, она известная плутовка, кого только не обманывала! Так вот, после прочтения адаптированного варианта Ады Самарки всё в сознании встаёт на свои места. Лиса, конечно, та ещё бестия, но она, друзья, буквально необходима эгоистичному безнравственному выродку-колобку, её миссия – остановить неблагодарного, да к тому же перед смертью успевшего примерить на себя шкуру многих своих жертв. Честное слово, нет больше сожалений о короткой жизни сдобненького. Кстати, прочитав «Колобок», узнаете, что это за чудесно-красивое «мильфьори» такое, вынесенное в название.
«Красавица и чудовище» на современный лад к потрясению не привели, но слезу всё равно прошибли. Декорации Крыма – отдельная история. Автор вообще описывает природу, погоду и колорит так, что хочется немедленно пойти купить билет. Не исключено, что даже в один конец, потому что по описаниям рассказчицы в местности буквально влюбляешься. Да ладно бы в Киев, Одессу или в черноморское побережье. Нет! Совершенно в той же степени делается необходимым лицезреть своими глазами суровый «конец географии» нашей Родины: сопки, тайгу и вечную мерзлоту.
За «Белоснежкой» вот, к слову скажу, можно и на Соловки, и в тундру, и дальше. Вообще история про зеков-гномов и несовершеннолетнюю еврейскую девочку беспощадно правдива, от первого до последнего слова. Именно так и бывает в жизни. Или в сказке. Что одно и то же, мы уже решили.
«Муха-Цокотуха» чуть менее жизненна. То есть, на мой взгляд, любая дурёха-муха вправе ожидать, что однажды её спасёт некий комарик, брак с которым чисто эстетически будет выглядеть мезальянсом, но не суть. Гораздо фантастичнее в нашей сегодняшней реальности выглядит момент про то, что «муха денежку нашла»… В лотерею выиграла, ага! Знаемо, выигрывали! Много раз и по рублю.
«Русалочка» — трогательная и печальная история про… да, по сути, любую девчушку. Мы бесконечно худеем, ложимся под нож хирурга, накачиваем попки и губки, переживаем болезненные восковые эпиляции, но не способны уразуметь, ни в каком возрасте не способны, что молокососам-диджеям, мачо-олигархам, да и Федьке-соседу всё равно с кем спать. Современный, не фольклорный, мужчина берёт ту, что ближе. Примитивно правдиво. Браво, Ада Самарка!
Действие «Красной шапочки» перенесено в военную годину. Получилось очень драматично и неожиданно. Про войну, вообще, по-моему, невозможно читать без эмоций. Как невозможно и писать об этом фальшиво – освищут. У автора всё получается одинаково хорошо, любое обрамление удаётся безупречно: война ли партизанская, война в тылу, послевоенный Крайний север, наши дни или стык веков XIX и XX. Можно же было поступить проще: за тридевять земель, в тридесятом царстве, и будь здоров. Но тогда неизбежно обеднишь произведение, всё же важно, в каком конкретно царстве, правда?
Немного более схематична история, т.е. детали чуть менее прорисованы в «Стрекозе и муравье». А, может быть, и не случайно схематично, может, чтобы показать собирательность образа попрыгуньи. Вернее, попрыгуний. Не все из них спортсменки-чемпионки, кстати, но «попрыгучесть» можно рассматривать как нередкий женский диагноз нашего времени. Мы цветём и цветём, молодость кажется вечной, и мы точно ещё всё успеем. Правда, мы и сами уже перестали себя спрашивать, что должны успеть конкретно, просто прыгаем. Такая вот иллюзия жизни получается. Ну вот, а муравьи, те – да, строят и строят свой муравейник. Молча. Молодцы. А стрекозу всё же жалко. Колобок вот, тот ведал, что творит, бросая престарелых родителей и гнусно пользуясь привязанностью женщин. Потому – бес с ним! А стрекоза… Запуталась просто, голуба. Прыгала-прыгала, думать и заморачиваться морально спортсменкам, похоже, излишне. Но ведь зла никому не причиняла. Это могло бы зачётом стать. Но нет. Жизнь, как и сказка (мы помним), рассуждает иначе.
Книга оставляет после себя бесконечно приятное послевкусие, которое хочется длить и смаковать.
Никогда не догадаетесь, о чём сказка «Мальчик-с-пальчик». Одна из самых невозможных, глаза снова на мокром месте. Безапелляционная правда и чудовищная нагота. Никто не виноват, просто всё само по себе настолько абсурдно, что ревёшь от этого уродства, если не сказать, извращения. И шепчешь вместе со всей страной: Митька, ты только живи, пожалуйста! Пусть непременно в твоей жизни, так немыслимо начатой, будут рассветы и закаты, и первый поцелуй, и даже однажды, хочется верить, мамино «прости, сынок»!
А вот «Репка» удивительно жизнеутверждающа. Осовремененная мышка, которая помогла всей честной компании вытащить репку, оказывается, совершала креативный ход, причём не «пиарясь», а скромно так, незаметно. В общем, как и подобает приличной мышке. Так что, крепкую классику, подобную «Репке», не испортить даже адаптированием!
Осталась «Дюймовочка». Как и прообраз, миниатюрная женщина много путешествовала, благополучно спасалась от жаб и кротов и обретала счастье… ну, вы помните историю. Видимо, и мораль осталась прежней: долготерпение вознаграждается, и удача непременно ждёт тебя в финале. Ну и славно.
Завершая отзыв о книге, должна сказать, что из десяти, рассказанных Адой Самаркой историй, одни понравились больше, буквально пронзали всё существо, другие — чуть меньше. Весь же сборник, в любом случае, счастливейшая находка для ценителя настоящей литературы. Образы – яркие и живые, идеи – вечные и доступные восприятию буквально любого человека, язык необычайно богат, а подача – честна. Редко могу такое сказать, но в этом случае однозначно: я с нетерпением буду ожидать новых работ писательницы.
Людмила ЧЕРНИКОВА