Майя Кучерская : «Счастье возможно, но лишь в сказке»

Известная писательница, автор «Тёти Моти», литературовед и профессор филологического факультета ВШЭ Майя Кучерская прочитала открытую лекцию «Мотив мёртвой невесты в русской классической литературе». Как и следовало ожидать, итог выступления филолога оказался неутешительный. «Невесте — молодой прекрасной девушке — лучше умереть, чем жить; писатели наши гораздо интереснее описывают таких девушек и несчастных, чем счастливых»

Традиция изображения в литературных произведениях русских классиков мёртвых женихов или невест идёт со времён баллад Готфрида Бюргера, Томаса Мура и Вальтера Скотта. Причём этот мотив больше не литературный, а фольклорный. Рассказчики прекрасно понимали, что слушателю приятно, как говорил Жуковский, «сладкий ужас». Так что европейскую традицию с удовольствием переняли русские писатели. Ведь в ней есть «источник выразительности», подчёркивал Александр Сергеевич Пушкин.
«До поры до времени» отечественные литераторы «зачаровывали» читателей, подражая европейским авторам. Но Карамзин в «Бедной Лизе» ввёл новую «огласовку» этой теме сентиментальной прозы. Главная героиня после разлуки с Эрастом бросается в пруд. Некрасов развивает тему и выводит собственную формулу «русской «женской доли»: (вспомним его стихотворение «Тройка»): «лучше умереть молодой, иначе ничего лучшего её не ждало бы», отмечает Кучерская.
Неудивительно, что тема мёртвой русской невесты прижилась и стала нещадно эксплуатироваться отечественными писателями: Тургеневым («Призраки», «Клара Милич»), Островским с его хрестоматийной «Бесприданницей», Буниным («Лёгкое дыхание», «Грамматика любви») или Набоковым («Возвращение Чорба») и многих других. «У женщины в России нет хорошей доли, женское счастье в России — нонсенс, — считает Майя Кучерская. — То есть к 20-му веку этот мотив превратился в матрицу, в которую каждый автор помещает свою информацию, которая для него важная, для него интересная. Это стало общим местом.  Невесте — молодой прекрасной девушке — лучше умереть, чем жить; писатель наш гораздо интереснее описывает таких девушек и несчастных, чем счастливых.  Мы с трудом находим в русской литературе авторов, которые готовы описывать семейное счастье. Семейное счастье — не самая любимая тема, за небольшим исключением» (Льва Толстого, например, и его «Войну и мир», которую, впрочем, великий писатель «уравновесил» трагической «Анной Карениной»).
По мнению преподавателя ВШЭ, счастье, конечно, наши писатели готовы живописать, но с одной оговоркой: либо оно в прошлом, либо будет в неопределённом будущем (достаточно вспомнить замечательный рассказ Чехова «Невеста»).
«И получается, что счастье невозможно. Но всё-таки оно возможно, — далее Майя Кучерская процитировала известные всем строчки «гения простоты» Пушкина из его вечной «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный…). — Вот она наша мёртвая невеста. Счастье возможно, но оно возможно лишь в сказке».

Сергей МИЗЕРКИН

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Майя Кучерская : «Счастье возможно, но лишь в сказке»

Известная писательница, автор «Тёти Моти», литературовед и профессор филологического факультета ВШЭ Майя Кучерская прочитала открытую лекцию «Мотив мёртвой невесты в русской классической литературе». Как и следовало ожидать, итог выступления филолога оказался неутешительный. «Невесте — молодой прекрасной девушке — лучше умереть, чем жить; писатели наши гораздо интереснее описывают таких девушек и несчастных, чем счастливых»
Continue reading

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика