Безумие и свобода

Автор книги: Мария Степнова
Название книги: Безбожный переулок
Издательство: АСТ
Год издания: 2014

Марина Степнова — одна из ярчайших представителей современной российской прозы. Лауреат премии «Большая книга», автор нашумевших романов «Женщины Лазаря» и «Хирург». В уходящем году писательница представляет свой третий роман «Безбожный переулок», основная тема которого — оковы прошлого и настоящего

Главный герой романа — врач Иван Огарёв. Примерно до середины книга представляет собой типичный «роман взросления» — стремительный пробег от детства до зрелости, с самыми важными и значимыми остановками. Ничего сверхоригинального в жизни Огарёва нет. Типичное полунищенское детство в подмосковной хрущёвке, чужие ему и друг другу родители — тихая, забитая мать и деспотичный отец. Взрослое не по годам дитя инфантильных родителей 60-х, несущее в себе неизбывное чувство вины — за всё, что происходит в мире. Взросление, увлечение книгами, неосмысленное поступление в мединститут, армия. Событие, заставившее остаться врачом. Жена, почти такая же тихая, как мать. Характер, уже почти как у отца. Серая, обычная жизнь.

«Три тысячи двести семь пациентов в базе данных. Простуженная жена. Пробки. Путин. Съёмная квартира. Системно чужой город. Системно чужая безрадостная страна».

Именно в эту жизнь однажды врывается она — Маля. Юная, дикая, свободная от всего. Слишком свободная, чтобы быть нормальной. И Огарёв отныне больше не может плыть по течению, Маля заражает его своим стремлением просто жить, существовать, наплевать на условности и обязательства, жить и получать удовольствие от жизни.

Отдельно стоит сказать про сюжетную линию жены Огарёва — Анны-Антошки. Это очень любопытный персонаж, вполне достойный отдельной книги. Анна с детства видит сумасшедших. Видит, чувствует, вычленяет из толпы, а сумасшедшие, в свою очередь, видят её. Своя среди чужих, проводник, «детонатор». Она безумно любит мужа, она сидит на посте ресепшена клиники, не пропускает к нему на приём психически  ненормальных. Но, однажды оставив свой пост, она теряет всё. Талант, который должен был спасти, не пригодился в главном.

Если говорить о языке книги, первое, что приходит на ум во время чтения — «герой, думающий о себе в третьем лице». Мысли, мысли, потоки мыслей. Каждое движение пропущено через разум. Ритм повествования временами рваный, постоянные даже не флешбеки — просто воспоминания. Автор грамотно завлекает читателя вступлением: Маля, оставившая после себя только рецепт баклевы. Кто такая Маля и что такое баклева? В поисках ответа невольно начинаешь читать, и книга моментально затягивает в водоворот событий, мыслей, воспоминаний. Попыток осмысления жизни. Под конец книга приобретает несколько жутковатый, на мой взгляд, окрас. Описание итальянского городка, которому уже тысяча лет, стены которого стоят веками, и в них по-прежнему живут люди, вызывает холодок по спине. Этот эффект удачно сочетается с кульминацией, чтобы в конце перейти в катарсис — и просветление.  

Главных героев в книге трое, остальные — тени, так или иначе оставившие след в их жизни. Они образуют, казалось бы, классический любовный треугольник, но в «Безбожном переулке» вы не найдёте ни следа любовного романа. Аня любит Ваню, Ваня любит Малю. А кого любит Маля? Чтобы понять это, надо погрузиться в её мир, а это слишком сложно и слишком опасно.

В романе Марины Степновой можно увидеть множество тем, и каждого зацепит своя. Врачебная повседневность, родители и дети, безумие (иносказательное и клиническое), попытки освободиться от тяжёлого наследия прошлого и гнёта настоящего. Герои пытаются обрести свободу, вырваться из привычных стальных оков быта, но так ли это просто?

Кем нужно быть, чтобы отринуть всё — семью, работу, страну, положение в обществе ради эфемерной и тем не менее фактической свободы? Нужно быть безумцем. Желательно — безумцем с платиновой карточкой, по счетам которой платит кто-то другой. Но можно и без неё — если очень захочется.

«Безбожный переулок» — книга многогранная. Местами тяжёлая, даже бьющая под дых, злая и болезненная, но при этом — оставляющая после себя светлое и тревожное ощущение. Как глоток той самой концентрированной свободы, как промелькнувшая в окне поезда картинка абсолютного счастья, мимолётная и яркая. Редкая ныне порода книг, после которых какое-то время хочется смотреть в стену и думать, просто думать.

Однозначно одна из лучших книг, прочитанных мной в 2014 году. Тот нечастый случай, когда хочется сказать автору «спасибо». Спасибо, Марина Львовна. Просто спасибо.

Кристина МУРАТОВА

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите её и нажмите "Ctrl + Enter"

Подписаться на RSS ленту

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика