Киновед Кирилл Разлогов: «Я смотрю в год в среднем 1000 фильмов. И это довольно тяжёлая работа»
Программный директор Московского международного кинофестиваля, известный киновед более чем с 50-летним стажем Кирилл Разлогов, презентуя свою новую книгу-альбом «Мои фестивали», любезно поделился с читателями своими профессиональными секретами. Оказывается, телеведущий не только не осуждает зрителей — любителей развлекательных кинофильмов, но и считает этот жанр жизненно необходимым. А вот инфантильным членам жюри многочисленных кинофестивалей нежелание смотреть «тяжёлые» картины может стоить потери репутации
«Любая картина воспринимается интуитивно. Когда я смотрю фильм, стараюсь забыть, что я киновед, профессор, — объясняет заслуженный деятель искусств. — Первый раз я смотрю её просто как человек, как зритель. Смотрю, насколько живая реакция на то, что происходит на экране; второй раз смотрю как профессионал. Я смотрю в среднем по 1000 фильмов в год. И это довольно тяжёлая работа».
По словам кинокритика, отбор картин к показу на кинофестивале, конечно, вещь довольно субъективная, но объективные критерии — широкий прокат фильма, успех у зрителей, профессионализм режиссёра, игра и «физиологический магнетизм» актёров и т. д. — суммируются и выставляется общая оценка по 20-ти бальной шкале. Именно такая многоступенчатая система оценки полученных знаний применяется во Франции в средней школе. Об этом автор подробно рассказывает в книге о кинофестивалях. Так что если набирается в сумме выше 16,5 — фильм попадает в заветный список. Конечно, критерии отбора довольно условны, необходимо учитывать и целевую аудиторию — кто, собственно, будет смотреть ту или иную киноленту: молодёжь, люди среднего возраста или так называемая интеллигенция.
«Было бы очень скучно, если людям одно и тоже доставляло удовольствие. Разным людям доставляет удовольствие разные фильмы. Для подростка — это будут трансформеры, а для престарелого интеллигента — «Туринская лошадь». Не значит, что один фильм хуже другого. Какие-то пристрастия уходят с возрастом, какие-то приходят», — уточняет искусствовед.
А вот членам жюри необходимо вдумчиво смотреть, в первую очередь, «мрачное» серьёзное кино (хотя нервные перегрузки зашкаливают). Иначе можно пропустить стоящие картины. «Я об этой истории рассказываю в книжке «Мои фестивали», — сообщает подробности Кирилл Разлогов. — В жизни был довольно острый конфликт с одним из членов жюри — таким очень уважаемым кинематографистом, когда в середине просмотра вызвали отборочную комиссию и сказали: «Что вы нам отобрали? Это же невозможно смотреть!» И спустя много лет, когда я писал эту книгу, посмотрел, а что там, действительно, было в конкурсе? И выяснилось, что это был один самых сильных конкурсных программ Московского кинофестиваля за всю его историю. Одна картина стала потом лауреатом «Оскара», а лента «Коктебель» была признана лучшей картиной года вообще на всех кинофестивалях…»
Впрочем, рядовому кинозрителю можно «иногда сделать над собой насилие» и пойти и на разрекламированную серьёзную картину, чтобы потом «испытать чувство глубокого удовлетворения», но можно ограничиться и развлекательным киноискусством. «Смотрите то, что доставляет вам удовольствие. Я никогда не испытываю высокомерного презрения по отношению к людям, которые пришли в кино, чтобы развлечься, — откровенно заявил уважаемый профессор. — Даже тем людям, которые считают себя интеллектуалами, развлечения необходимы. Иначе жизнь слишком тяжёлая. Смотрите развлекательные картины. Они тоже имеют право на существование, а иногда они бывают и шедеврами».
Сергей МИЗЕРКИН