Жерар Депардье — «Такие дела». Откровенный разговор о жизни, тюрьме, свободе, духовности и Путине
Название книги: Такие дела...
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2015
Автобиография — это поистине окно в жизнь другого человека. В мир знаменитого французского актёра Жерара Депардье заглянуть же более чем любопытно! Наш герой начинал от мелкого воришки, расхитителя могил и малолетнего проститута. Однако, тем не менее, он становится одним из самых известных актёров французского кино! Депардье всю жизнь проживает во Франции, где и сыграл все свои лучшие роли. А сейчас он дружит с Путиным и Кадыровым, предпочитая кварталу Омелон в родном Шатору или парижскому лоску, скромный Саранск. Интересно знать почему? Давайте погрузимся в воспоминания вместе с самим героем.
Кто такой Жерар Депардье для каждого из нас? Лично для меня, он главный действующий персонаж искромётных комедий «Папаши», «Беглецы» и «Невезучие». В этих кинолентах Депардье особенно блистательно сыграл на пару со всеобщим любимцем зрителей Пьером Ришаром. Не менее увлекателен фильм «Между ангелом и бесом» с Депардье и Кристианом Клавье в заглавных ролях.
Эти и другие кинокартины с участием Депардье, часто крутили по центральным каналам ТВ в жаркий период перестройки. Французский юмор в тот момент был некой отдушиной, предвестником весны, которая, казалось бы, вот-вот наступит после затяжных «политических холодов» в нашей стране. И бывшие советские зрители заворожено припадали глазами к своим стареньким чёрно-белым телевизорам, у которых время от времени нужно было подкручивать антенну, дабы изображение показывало лучшим образом. Так люди уходили в другие миры, улетая к лазурным морским берегам в своих фантазиях, подальше от стрельбы, рэкета и бандитизма на улицах.
Для другой, более интеллектуально продвинутой группы зрителей, Депардье — в первую очередь предстаёт как символ падения табу в жизни и на киноэкране. Вспомним, к примеру, фильм «Васильсирующие» о раздолбаях 68-го года и сексуальной революции. Или драму «Последняя женщина», режиссёра Марко Феррери.
Что касается, молодёжи, то для большинства из них Жерар — это Обеликс в экранизации комиксов о похождении известных галлах времён Античности по имени Астерикс и Обеликс.
Но кроме всего прочего Депардье теперь наш соотечественник. Он россиянин. Последние годы, его персону можно увидеть на центральных российских каналах (в частности в сериале Зайцев+1). Теперь он дружит с Путиным, частенько наведывается в нашу рашу и имеет свою жилплощадь в Саранске.
Именно здесь, в России, Депардье слышит удивительную и пьянящую «песнь земли», рвущуюся из глубинных недр души народа. В этом месте, он чувствует ветры, которые уже не ощутимы в Европе и наслаждается пением женщин в открытом поле. Здесь он наверняка ощущает вкус жизни полной грудью.
А теперь как же видит Депардье самого себя?
Автобиография Жерара Депардье «Такие дела» — это глубокий психологический анализ или возможно откровенное интервью невидимому корреспонденту. А может быть это даже сокровенная исповедь перед читателем, желание открыться, не оставив ни один фрагмент своей души затемнённым!
Однозначно, что такое открытие позволяет глубокого переосмыслить образ актёра, заново увидеть его, совершенно в ином ракурсе.
Начинается повествование в буквальном смысле прямо в ватер-клозете парижского аэропорта. Именно там формируются первые стремления юного Жерара, его неугасимое желание познать мир, отыскать своё место в большой жизни. Дело в том, что в аэропорту Париж-Орли трудилась в своё время бабушка Жерара. Она часто привозила внука с собой на его летние каникулы.
В Орли мальчик ощущал всеми фибрами свою мечту, лежащую где-то за горизонтом или может быть вовсе за гранью сознания. Жерар видел тысячи спешащих пассажиров, которые устремлялись в дальние страны и новые миры. Самолёты постоянно курсировали в Рио де Жанейро, Сайгон, Адис-Абебу и Буэнос Айрес. А мальчик в своих мыслях улетал вместе с ними, «один без никого». «Однажды я улечу» — думал он. Потому что был свободен..
Страницы книги мерно переворачиваются. И вот мы видим подрастающего Жерара. Его тяга к путешествиям усиливается с каждым днём в геометрической прогрессии. Теперь мальчик иногда заходит на местный вокзал и, приобретая перронный билет, смешивается с многочисленными пассажирами. Смешивается, дабы ощущатить музу дальних странствий, которая здесь такая частая гостья. Автор словно показывает невероятную жажду перемен, рвущую его изнутри, отягощённость собственной оболочкой и желание выбраться на свободу из невидимого плена.
И он действительно сбегает. Уезжает поближе к тёплому морскому прибою и лёгкому воздушному бризу — в Канны, к мысу Антиб. Здесь мальчишка работает на пляже, встаёт рано утром, чтобы укладывать матрасы для отдыхающих, а в свободное время любуется красотой местных девушек. Живёт он тут же, неподалёку от моря, засыпая и пробуждаясь под волшебный, наполненный медитативным очарованием шёпот прибоя. Это приключение явно помогает ему стать более осмысленным, прикоснуться к мечте и ощутить вкус путешествий!
Рано повзрослеть, приготовиться к своему большому актёрскому пути Депардье также учит сложная среда, в которой он привык жить с самого детства. Когда ребёнка ещё не было на свете, мама пытается покончить с беременностью, используя вязальные спицы и вишнёвые черенки. Но ребёнок всё же родится, как тому и запланировано! Однако чудо неожиданного спасения проходит красной нитью сквозь всю его жизнь.
Депардье весьма детально описывает своё детство. Живёт он с мамой, которую зовут Лилетта, и отцом по прозвищу Деде. Они еле-еле сводят концы с концами, питаясь пищей для «собак и бедняков»- требухой. Семья даже не может пригласить акушерку для родов и малолетний Жерар вынужден помогать своей маме, когда приходит срок рождения его братьев и сестёр.
Деде родом из глухой глубинки, под названием Берри. Это местечко Жерар сравнивает с современным Казахстаном, где некоторые жители до сих пор даже не знают о существовании России и спят на земляном полу.
Деде рано уходит из семьи на заработки в город, мама Жерара вынуждена кормить себя и детей лишь на одно социальное пособие. Мальчик, конечно же, мечтает о счастье семейной идиллии и не перестаёт погружаться в волшебные грёзы. Кажется что это его единственное спасение от жестокой и пугающей действительности, в которой он вынужден жить день ото дня.
Подростком, будущий актёр оказывается буквально на «большой дороге». вовсю крадёт вещи и продукты с витрин маркетов и вступает в потасовки близ питейных заведений.
Однажды Жерар набредает на американский лагерь НАТО. Встреча с американцами в буквальном смысле помогает ему вырваться из грязи и увидеть большой мир! Используя свою невинную улыбку, которой научил его в своё время отец, Жерар без труда проходит на закрытую территорию. В этом месте перед ним открывается настоящее Эльдорадо! Депардье покупает сигареты и другие американские продукты, а затем выгодно перепродаёт их за стоимость во много раз превышающую начальную цену.
Ко всему прочему с 10 лет будущая мировая звезда занимается проституцией, обслуживая водителей дальнобойщиков и ярмарочных торговцев. Многих своих клиентов Жерар скорее всего просто обкрадывает, предлагая себя, но затем неожиданно «вырубая» и затем убегая с деньгами. Он нравится гомосексуалам и активно пользуется этим опять-таки в своих интересах.
Правда не всё идёт так гладко. Однажды, после очередного «дельца», а именно угона машины, Жерар оказывается за решёткой. Однако подобный опыт даёт ему возможность переосмыслить в жизни немало вещей. За решёткой на артиста буквально нисходит озарение. Здесь он встречает тюремного психолога, который очень доброжелательно к нему относится. «У тебя руки скульптора»! — ласково говорит он ему. После таких слов Жерар начинает верить в себя, и каким-то внутренним чутьём понимает, что внутри него прячется талантливый артист.
Теперь жизнь юного Жерара быстро меняется. Встретив своего старого друга на местном вокзале, он решает отправиться вместе с ним прямиком в Париж. Этот город захватывает юного путешественника с головой, окуная с головой в самые невероятные приключения и потрясения. Жерар вдохновлён и захвачен в бесконечный водоворот столичной жизни. Но самое главное, он начинает посещать местную театральную школу!
Раскрыть в себе актёрский талант ему помогают представители однополой любви… В Париже он в частности встречает Жан Лорана Коше, бывшего актёра «Камеди Франсез», профессора и режиссёра. Он верит в юношу и помогает ему в творческом развитии.
«Мне семнадцать лет, ему тридцать два, и он гомосексуалист: думаю, он первый разглядел во мне зерно женственности под наружностью дикаря и хулигана» — пишет Депардье.
Коше позволяет вырваться на поверхность, той задавленной и запрятанной внутри творческой личности, которая на протяжении многих лет была скрыта внутри юного Депардье, словно слиток золота под толстым слоем пепла.
Как вспоминает, Жерар, у него было много друзей среди трансвеститов. Он часто заходит в бар «Политех», где бывают трансвеститы, «но не только». Здесь Депардье, ко всему прочему, встречает Колюша, французского певца Бернара Лавилье и других знаменитостей.
А дальше — перед глазами читателя проходит удивительное творческое становление артиста, раскрытие своего внутреннего потенциала. Первые свои роли Жерар берёт в буквальном смысле нахрапом, чуть ли не силой. И как в последствии оказывается, весьма органично вписывается в каждую из них. Жерар играет в пьесах Пе́тера Ха́ндке, в фильме «Вальсирующие», отсекает свой половой орган в киноленте «Последняя женщина». Он играет роль священника и спиритуалиста в «Под солнцем статаны», по роману Жоржа Бернаноса, играет Распутина.
Несмотря на свой противоречивый образ жизни, Депардье весьма серьёзно увлекается духовными практиками. Так на свой первый актёрский гонорар он приобретает все книги индийского Йогина и мистика, основателя системы Интегральной Йоги «Шри Ауробиндо». Также вовсю читает труды спиритуалиста Аллана Кардека. Это говорит о его желании познать себя и найти золотое зерно среди пепла, обрести своё истинное я!
В своих воспоминаниях Депардье упомянул и о своей дружбе с президентом России Владимиром Путиным. По словам автора, впервые они неожиданно знакомятся в Санкт-Петербурге на открытии частной коллекции русского искусства. Депардье сразу уловил, что Путин ничего не понимает в живописи, да и вообще в искусстве. Это приятно трогает его.
Депардье находит много общего между ним и президентом России. Путин также как и он сам вышел из бедной семьи, а в детстве был хулиганом. Как описывает Депардье, Путина заставил свернуть с преступного пути Анатолий Собчак. Путин после этой встречи выбирает порядок и дисциплину. «Так, многие хулиганы становятся полицейскими и, как правило, проявляют себя на этой стезе блестяще» — рассуждает Депардье.
Как известно, без прошлого, нет настоящего, а без настоящего не может быть и будущего. В конце своей книги жизни Депардье даёт доброе напутствие читателю, опять таки, словами своего любимого автора Хандке: «Не претендуй на роль главного действующего лица, попытайся встать на другую сторону! Но не замышляй ничего». Это, я полагаю, и есть основной секрет успеха Депардье — «Не наблюдай, не проверяй, храни бодрость духа, дабы не пропустить знаки!». Вот такие дела…
Игорь АНДРЕЕВ