Набоков vs Воннегут
Литературная дуэль Набокова с его романом «Бледное пламя» и Воннегута с «Завтраком для чемпионов»
Выше мы писали о том, что газета ‘The Guardian’ решила выбрать лучшего американского писателя и составила ради этого список из 32 финалистов. Эти финалисты сталкиваются на страницах газеты в своеобразных дуэлях, за счёт чего и происходит отсеивание. Для того, чтобы читатель понимал, как выглядят эти дуэли, приведём в пример противостояние Набокова с его романом «Бледное пламя» и Воннегута с «Завтраком для чемпионов». Для особо нетерпеливых оговоримся сразу – Набоков из этой схватки выйдет победителем.
«Бледное пламя» – великолепная шалость, это роман, стилизованный под нон-фикшн. В центре романа восхитительная 999-строчная поэма, откуда книга и берёт своё название: «Я был тенью свиристеля, убитого / Фальшивой лазурью оконного стекла». Это первая строка поэмы, после которой следует поверхностная биографическая справка – автором поэмы Набоков делает некоего Джона Шейда, о жизни которого мы и узнаём. Но основная часть «Бледного пламени» начинается тогда, когда свои мысли начинает излагать Чарльз Кинвот – его вычурные, витиеватые комментарии к поэме описывают нам этого человека, как персонажа идеологически обманутого, сбитого с курса. «Бледное пламя» начинает приобретать подобие сюжета – то ли о невзаимной дружбе Кинвота с покойным поэтом, то ли о высланном из страны Земблы короля и его предполагаемом убийстве. Если это звучит надуманно, то так оно, пожалуй, и есть, но Набоков блестяще держит градус безумия под контролем и снабжает читателя невероятно занимательным чтением.
Роман может быть прочитан по-разному. Лучший вариант для чтения таков – сначала освоить комментарий Кинвота, обращаясь по его указаниям в нужные места поэмы. Затем стоит вернуться к предисловию, а потом, когда все секреты раскрыты, прочесть указатель. А уж саму поэму лучше оставить на сладкое – и решить для себя, пародия ли это или всё-таки самостоятельный поэтический шедевр.
«Бледный огонь» – совершенно удивительный роман, который будет исключительно оригинален для любого поколения читателей.
А вот «Завтрак для чемпионов» – это странное, нередко отклоняющееся от темы произведение, напичканное идеями, сатирой, насилием, юмором и небольшими сценками о множестве разнообразных вещей от анусов до электрических стульев. Это продукт тяжёлого нервного переутомления, раковина, куда рассказчик, сомневающийся в том, нужны ли вообще в наше время истории, выплёскивает остатки своих самых разнообразных мыслей. Он объединяет фрагменты идей и различных бывших персонажей из других романов и подводит это всё к взрывной развязке, где в действие вступает уже и сам автор в солнцезащитных очках. И стоит признать, что по соседству с озорным шедевром Набокова «Завтрак для чемпиона» кажется путанным и чуть ли не дилетантским.
Евгений ВИХАРЕВ