Стильный мужчина Владимир Маяковский
На Московском Культурном Форуме состоялась презентация книги-каталога «Владимир Маяковский haut couture. Искусство одеваться», посвящённого внешнему виду знаменитого поэта.
Государственный Музей Маяковского хоть и находится сейчас на ремонте, но упорно продолжает свою исследовательскую работу.
Директор музея Алексей Лобов рассказал про историю данной выставки. Данный каталог, как и пять предыдущих, вырос из выставки, которая проходила в 2014 году. Она была посвящена гардеробу поэта, изменению в стиле, его имиджу и тому, как это отражалось в его жизни. Выставка оказалась столь популярной, что её решили продлить, а после она была показана и в других городах. За это время фонд выставки достаточно расширился, пришлось даже издать отдельный каталог.
Обложка книги оформлена изображением фетрового чемодана, который Владимир Маяковский купил во Франции и с тех пор хранил там свою одежду.
Автор вступительной статьи Лариса Колесникова заметила: «Мы — обладатели большого богатства». Ещё ни у одного другого писателя или поэта не находился столь обширный сохранившийся фонд вещей. Поэтому она предложила проект «Маяковский от кутюр», чтобы изучить как менялись предпочтения Маяковского в одежде с появления в Москве до самой смерти.
Всю жизнь он работал над имиджем, став в буквальном смысле «отражением эпохи». Первый период его одежды идёт с 1910 по 1915 года, когда у него не было ни одного костюма. Свой первый галстук-бант он сделал сам, выпросив у сестры кусок ленты и повязав поверх рубахи. А в 1913 году появилась знаменитая «жёлтая кофта», точнее — чёрно-жёлтая блуза в полоску. Это была своеобразная «Пощёчина общественному вкусу» — так назывался лозунг поэтов-футуристов. Дальше в его одежде превалировали яркие цвета до знакомства с будущей женой Лилией Брик.
Супруга поэта открыла второй этап его гардероба, присылая ему вещи из-за границы. Так у Маяковского появились шляпа, английское пальто, галстук и костюм, что совершенно не понравилось друзьям-футуристам. Они считали, что так он потерял свою индивидуальность. Лариса при этом заметила, что Маяковский не любил чёрных костюмов. Он очень любил рубашки и галстуки, подбирая их по цветовой гамме.
Впоследствии Маяковский сам стал ездить за границу — так начинается его третий период в одежде. Из Америки он привёз свой знаменитый коричневый джемпер, в котором его будут изображать художники «Кукрыниксы». Его он заносил до дыр, носил до самой своей смерти. Ко всему этому, подчеркнула Лариса, Маяковский всегда был предельно чист и аккуратен и желал, чтобы в России люди тоже были красиво одеты.
Хранитель фонда музея, а заодно и составитель каталога Ирина Голоднюк сказала, что данный каталог рассчитан не сколько на специалистов, сколько на любого читателя. Всего в него вошло 85 предметов из Музея и ещё один цилиндр Маяковского из Музея Истории России. На каждый предмет одежды отведён целый разворот, — их сопровождают фотографии самого Маяковского с воспоминаниями современников, стихами поэта, шаржами Бориса Ефимова.
Уделили место и азартности поэта, — в каталоге представлены карты и фишки для игры в покер (правда, не сохранилось ни одной фотографии поэта).
Четвёртый раздел каталога называется «Даёшь изящную жизнь» и посвящён становлению моды вокруг журнала «ЛЕФ», который редактировал Маяковский.
В конце сотрудник музея и ведущая встречи Марина Краснова, показав всем каталог, сказала, что его можно рассматривать и как руководство по стилю Маяковского, так и как «руководство к действию для современного мужчины».
Григорий КИРИЛЛОВ
Фото автора.