Елена Заславская: «Доход от литературной деятельности — хорошо, главное, душу не продавать»

Елена Заславская — молодая поэтесса из Донбасса, патриотка своей родины, храбрый и талантливый человек. Сегодня она в гостях у нашего литературного портала…

— Елена, расскажите немного о себе, о своём детстве, о родителях. Вы выросли в творческой семье?
— Я родилась в городе Лисичанске. Его называют колыбелью Донбасса. Именно там был найден первый уголь в Донецком каменноугольном бассейне. Город небольшой, промышленный, расположен на берегу Северского Донца.
Здание гимназии, которую я закончила, было очень старым, и во времена революции служило красноармейским госпиталем. В нём, по легенде, лечился Олеко Дундич, воспетый Бабелем и Толстым.  Гимназия находилась на Рабочей горе, между Меловым карьером и Атамановским садом. Прямо над нами пролетали вагонетки самой длинной воздушно-канатной дороги в Европе, везущие уголь на Донсоду. На этом заводе в своё время работали мой дедушка и моя бабушка, на этом заводе познакомились мои папа и мама.
Сейчас его сравняли с землёй.
Родители мои получили техническое образование, да и я закончила физмат. Однажды вместо контрольной работы по интегралам, к которой я была не готова,   я написала своему преподавателю матанализа А. В. Ревенко стихи с обещанием исправиться. Вот его ответ: «Двойку получивши, не грусти напрасно и без интегралов жизнь может быть прекрасна»! Другой мой преподаватель Б.В. Попов говорил мне: «Заславская, один математик стал поэтом, ему не хватило фантазии быть математиком».
Да, мне не хватило фантазии быть математиком.
— Была ли наша семья творческой?  Конечно! Для меня настоящее творчество неотделимо от жизни. Можно скульптуру из картофелины вырезать и спектакль разыграть с помощью игрушек. И в этом будет больше творчества, чем в иной конъюнктурной работе.
— Я единственный ребёнок в семье. Мама не работала, занималась моим воспитанием. О папе она любит говорить «мужчина с букетом недостатков». Мне теперь тоже такие нравятся.
В детстве, чтобы развеселить меня папа устраивал фейерверки, выращивал кристаллы, показывал другие опыты-фокусы. И всё-таки он у меня идеалист и романтик. Например, он верит в инопланетян. А мама практик. Я больше в отца: тоже верю в инопланетян (улыбка).
— Кого читали в детстве и юности?  Кто были ваши любимые герои?
—  В доме всегда было много книг. Мы часто читали вслух. Я помню напечатанный на пишущей машинке роман Булгакова «Мастер и Маргарита», и как мама читала его мне перед сном, когда я была ещё совсем ребёнком.
Летом, у бабушки в палисаднике, залечь с книгой, отрываясь от чтения, смотреть, как солнце пробивается сквозь листья винограда — это одно из самых тёплых воспоминаний детства.
Мои любимые литературные герои? Натти Бампо, потому что он всегда говорил правду, и Остап Бендер, потому что он прекрасно врал.  Старик Сантьяго, поймавший большую рыбу, и «лишний человек» Николай Кавалеров.
— Как и когда вы начали писать? Когда определились с литературной стезёй?
— Мне, кажется, я всегда сочиняла. Сначала для своих игрушек, потом для звёзд на небе и собственного беспокойного сердца, которое можно успокоить только сказкой или стихами.
— Ваш литературный дебют — когда он состоялся?
— В гимназии. Я вышла на сцену нашей литературной гостиной, не смогла вымолвить ни слова и убежала в слезах. Я думала: Боже, ведь перед ними моя душа полностью обнажится!  С тех пор, каждый раз выступая перед зрителями, я преодолеваю страх и волнение.
Моя первая поэтическая публикация была в лисичанской газете «Новый путь». Стихотворение было про Дон Кихота.
— Сколько раз вы издавались «в бумаге»? Сложно ли нынче издать свою книгу? Что для этого надо? Вообще, слово «пробиться» — оно актуально на литературной стезе сегодня, в эпоху интернета?  
— У меня четыре персональные поэтические книги: «Эпоха моей любви», «Мамині сльози», «Инстинкт свободы», «Бдыщь-мен и Ко».
Сколько раз стихи издавались в различных сборниках, я не считала. Одна из самых свежих публикаций  —  в сборнике  «Час мужества»,  изданном фондом «Русский мир».
В этом году должна была выйти детская книга «Необыкновенные приключения Чемоданте и Ко» в издательстве «Детгиз», но в связи с приватизацией  издательства публикация  была отложена на следующий год. Хотя я, конечно, очень ждала выхода этой книжки.
Чтобы издать книгу, как минимум, надо её написать. А чтобы пробиться? Я не знаю, что нужно сделать. Я верю в то, что книга сама находит своего читателя. Настоящая книга, как ледокол.
— Как вы считаете, интернет — это больше хорошо, чем плохо? Или наоборот? Авторское право и интернет — как вы относитесь к этому вопросу?
— Интернет укоротил расстояния. Но для меня он никогда не заменит живого общения. Интернет, как зеркало, в нём «дурь каждого всем видна».
Я пиратствую. Смотрю фильмы, скачиваю лекции. Пиратов не осуждаю.
— Какие писатели (поэты) сформировали ваш внутренний язык?
— Маяковский, Багрицкий, Гумилёв, Кузмин, Вознесенский и Бродский, наверное. Всё что нравится, да и не нравится тоже, формирует тебя. Из этих внутренних взаимодействий и переплетений и возникает свой язык.
— Какое из своих произведений ы считаете самым сильным? Расскажите про него?
— Самое сильное ещё не написано! А иначе как творить, зная, что «дошла до самой сути в работе, в поисках пути, в сердечной смуте»?
— Над чем вы работаете в настоящий момент?
— Недавно закончила либретто «Новороссия гроз». Жду, когда мой коллега напишет музыку, а потом предложим  нашу работу к постановке.
В процессе написания несколько детских сказок: «Первое сражение боевой избушки Лапочки», «гАстрономичесая фантазия: Пельмен против Крутого Перца», Сказки Подкроватки.
Что касается поэтических творений, то говорить не буду, чтобы не сглазить.  Лучше поговорим, когда напишу.
Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?
— Философски можно относиться ко всему, кроме подлости и предательства.
— Можно ли прожить на доход от литературной деятельности? Вообще, приносит ли она вам какую-то ощутимую материальную пользу? Согласны ли вы, что творческий человек творит лучше, если он голоден?
— Некоторым хочется чтобы поэзия была как проститутка  —  и деньги,  и удовольствие, а она как б-дь  — только удовольствие, при полной самоотдаче, конечно.
Гонорары получать приятно, но ещё Саша Чёрный писал о поэте и беллетристе: «Бей, ветер, их в лицо, дуй за сорочку — // Надуй им жабу, тиф и дифтерит! // Пускай не продают души в рассрочку, // Пускай душа их без штанов парит…» Доход от литературной деятельности —  хорошо, главное, душу не продавать. Моя — парит без штанов!
— Что сегодня переживает русская литература — упадок или подъём? Чего, по-вашему, ей очень не хватает? Кого из современных поэтов и писателей вы рекомендовали бы в золотой фонд отечественной литературы?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Язык, как живой организм, в нём появляются новые слова, какие-то отмирают, бывает мода на словечки. Так же и с литературой. Появляются новые имена, старые забываются. Модные писатели, тусовка, премии…. Что считать критерием подъёма или упадка — объёмы продаж, переводов, тиражей? Всё относительно. Кого-то чаще показывают по телевизору, за кого читатель «голосует кошельком», а кого-то знают только близкие и друзья. Я не буду называть имён. Время покажет, кому быть в золотом фонде.
— В последнее время мир разделился на сторонников и противников глобализации. По вашему мнению, глобализация — это зло или добро?
— Мы живём в эпоху глобализации и так или иначе испытываем на себе действия её процессов: будь то обед в McDonald’s, общение с друзьями по Skype, или чтение новостей об очередных кредитах МВФ. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение интернета. Противники глобализации утверждают, что её внедрение приведёт к уничтожению национальных культур, нивелировке всех под Запад, ведь зачастую глобализация отождествляется с американизацией. Но исследования показывают, что основные культурные ценности сохраняются, несмотря на глобализацию. Альтернатива глобализации — русификация, русский космос и русский космизм.
— Должен ли поэт иметь гражданскую позицию? И отстаивать её открыто, даже если она идёт вразрез с мнением тех, кого вы уважаете и чьей дружбой дорожите?
— Как там у Некрасова? «Ах, будет с нас купцов, кадетов // Мещан, чиновников, дворян,// Довольно даже нам поэтов,// Но нужно, нужно нам граждан!»  Глобальные события всех ставят в ситуацию выбора. Иметь гражданскую позицию и не отстаивать её открыто — трусость. Мысли должны совпадать с поступками. Поэт такой же человек, как и все, только чувствует тоньше и может чувства выразить так, что читатель воскликнет: «Правда! Я так думал!  Я так чувствовал! Моими словами сказал!» И как в таком случае можно молчать? Если у тебя есть дар, должна быть и ответственность. А с чьим мнением идёт вразрез твоя позиция, это уже вопрос второй.
Со многими коллегами и друзьями мы остались по разные стороны баррикад, после того как я выступила против Майдана и войны на Донбассе. Мне пришлось выслушать немало оскорблений и угроз в свой адрес.
— Что вы читаете сейчас?
— Сборник рассказов Романа Сенчина.
— А кого перечитываете время от времени?
— Перечитываю классику. Пушкина, Толстого, Достоевского.  Сейчас читаю сыну вслух «Горе от ума», потом будем читать ««Евгения Онегина». С дочкой читаем Маршака.
— Когда можно ждать ваш новый сборник?
— Надеюсь, к осени издам поэтический сборник «Год войны». В книгу вошли стихи, написанные с мая 2014 по май 2015.  Это был непростой, переломный год и для моей страны, и для меня лично. Я посвятила эту книгу своему отцу.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика