Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Дмитрий Глуховский: «Нужна ли будет человеку душа?»

Российский писатель-фантаст Дмитрий Глуховский, прославившийся своим культовым романом «Метро 2033», написал новую книгу. В романе под дерзким названием «Будущее» рассказывается о вечной юности, о бессмертии, о том, насколько важно в действительности для нас иметь детей, нужна ли будет человеку душа, когда его тело перестанет стареть, а все болезни на Земле будут побеждены…

— Дмитрий, «Будущее» получило рейтинг 18+, при том, что Ваши предыдущие книги были любимы подростками. Вы намешали в роман секса и насилия намеренно, так как запретный плод сладок?
— Вы знаете, волшебные законы, которые напринимала наша Дума, пытаются всю нашу кислую жизнь заметно подсластить. Скоро вообще всё будет запрещено. А в жизни запоминаются не те случаи, когда мы правила соблюдали, а те, когда мы их нарушили.
— И какое отношение это имеет к «Будущему»?
— В книге речь идёт о том, как человек изобретает способ взломать свою ДНК, переписать генокод, и «отменяет» старость. Никто в мире больше не обязан стареть и умирать… Но из-за этого мир становится перенаселён, ресурсов, воды, еды, места не хватает на всех. Размножаться дальше нельзя. И тогда каждой паре, которая принимает решение завести ребёнка, предлагается выбор: оставаться вечно юными – или рожать. За жизнь сына или дочери отец или мать должны заплатить собственной вечной молодостью. Придут специальные люди, сделают укол – и один из родителей за десять лет превратится в дряхлого старика и умрёт. Речь идёт о выборе между бесконечной жизнью молодого эгоиста – и возможностью продолжить свой род. Так ли нам нужны дети? На что мы готовы, чтобы нянчить их? Какова настоящая цена любви мужчины к женщине, и любви родителей к детям? Об этом по-разному можно было говорить. Я решил писать «Будущее» от лица штурмовика, который врывается в чужие дома и навязывает людям этот выбор: отказаться от будущего ребёнка или от собственной вечной молодости? Тут приходится жёстко…
— Но местами у Вас, действительно, через край. Эта сцена с борделем, который устроен в здании бывшего кафедрального собора…
— Я вот только что побывал в Голландии… Там рейв-дискотеки проводятся в действующих церквях, и диджейский пульт находится чуть ли не на алтаре. Действие «Будущего» разворачивается не в России, а в Европе. Там церковь не в состоянии оплачивать расходы на поддержание соборов, и просто сдаёт здания всем желающим. Вот скажите: если мы будем жить вечно,зачем нам тогда будет душа? Ведь душа – это способ уберечь себя, личность, в случае гибели тела. А если тело бессмертно? А бог нам нужен тогда будет? Вы не спорьте сразу, вы себя спросите. Если нет ни рая, ни ада, нет страха смерти, нет страха расставания с родными – что нам тогда может ещё бог пообещать? Чем нас подкупит? И вот в «Будущем» церковь оказывается никому не нужна. По крайней мере, в Европе. И кто уж там станет новым арендатором пустующих площадей кафедральных соборов – какая разница?
— А что же происходит в это время в России?
— Нечто совсем противоположное. По сюжету романа, изобретение «прививки от смерти» делают российские учёные. Однако если в Европе бессмертие становится частью базового соцпакета и доступно всем, то в России его узурпирует политическая элита. Народ продолжает мереть, как мухи, зато страной через пятьсот лет правят все те же люди, что и сегодня.
— И какая же, по-Вашему, идея может спасти нашу страну? Какая идея может стать для России национальной?
— Не уверен, что мы снова готовы к идеям. Нас идеями перепичкали, у нас до сих пор идеологическое похмелье после семидесяти лет злоупотребления верой. Наши власти двадцать лет искали новую идеологию – и не нашли, и решили вместо идеологии использовать старое доброе православие. Мне лично подошла бы идеология возрождения России. Новой России – опирающейся не на царя, не на бояр, не на ФСБ, а на каждого человека. Каждый человек должен быть защищён от преступников, от государства, должен быть свободен решать, как ему распорядиться своей жизнью. У нас вся страна до сих пор не освоена. Мы её можем покорять, как европейские колонисты Дикий Запад. Каждый сможет строить в ней своё счастье. Надо только перестать людей по рукам бить; но государство народа боится и поэтому свободы ему настоящей не даёт.
— Очень любопытно, что в Вашем «Будущем» Европа окончательно слилась в нечто целое, США, Канада и Мексика – срослись в грандиозную Панамерику… Вы считаете, что глобализация победит? Рады этой будущей победе?
— Это тектонический процесс, тут воля отдельных людей ничего не значит; континенты идут друг другу навстречу, что мы можем изменить? Это не хорошо и не плохо, это просто иначе, чем было до сих пор. Я не традиционалист, я не хочу, чтобы всегда было так, как в моём детстве. Мне любопытно посмотреть на этот дивный новый мир без границ и национальностей. Но растворения России я не хочу. Я патриот, вообще-то.
— А в Вашей книге большая часть населения страны живёт как в каменном веке, и средняя продолжительность жизни – лет тридцать… В то время, как элита бессмертна. Это патриотизм, по вашему?
— Быть патриотом – не значит Родине льстить; это значит её любить и желать ей лучшей судьбы. Думаете, все эти телепатриоты из ток-шоу действительно любят её? Я вот очень в этом сомневаюсь.
— Кто из писателей повлиял на формирование Вашего мировоззрения?
— И Платонов, и Булгаков, и Варлам Шаламов. И Маркес, и Кортасар, и Кафка. И Станислав Лем, и Брэдбери, и Стругацкие – это если о фантастах говорить.
— Фантастика – это как алгоритм развития мира. Верите ли Вы, что написанное Вами когда-то может стать реальностью, как у Рея Бредбери?
— Я уверен, что открытие человеческого бессмертия будет сделано уже в этом столетии. Не сразу, разумеется – сначала люди научатся отодвигать старость на сорок, пятьдесят лет, но это время поймут, как отменить её вовсе. Уже сейчас генными инженерами проводятся успешные опыты по омоложению на животных. И уверен, если дать нашим лидерам малейшую возможность оставаться во власти вечно – они ей воспользуются непременно. Всё очень реально. Всё так и будет.
— В чём Вы видите главную проблему человечества?
— Как раз в неспособности делать правильные прогнозы, да и вообще в не слишком большой заинтересованности в завтрашнем дне. Когда один человек живёт исключительно днём сегодняшним и гробит себя, как может – курит, не разгибаясь, убивает время за компьютером, жрёт, что попало – это вроде как его личное дело. Но от государств, от международных организаций, от человечества всего в целом ожидаешь всё-таки какой-то способности глядеть в будущее, подстраховываться, планировать. Ничего подобного. Человечество выжирает все невозобновимые природные ресурсы, промышленные страны не желают соблюдать Киотский протокол, и никто и слышать не хочет о глобальном потеплении, которое, скорее всего, и будет самой страшной угрозой жизни наших детей. Но это ж дети, это же не мы, а? Какое нам до наших детей дело!
— Что Вы сейчас пишете и что читаете?
— Приступаю к работе над романом «Метро 2035», который должен закрыть трилогию моих книг о постъядерной Москве. Читаю «Страдания молодого Вертера» Гёте и ещё массу текстов начинающих авторов, потому что вхожу в жюри литературной премии «Дебют».
— Как Вы отдыхаете после того, как «сдаёте» книгу?
— После «Будущего» было два месяца, которые я провёл в поездках по странам, где выходят мои романы: издатели иногда зовут лично представить книгу местным читателям. Только что вернулся из Голландии, завтра лечу в Венгрию – это не столько отдых, сколько новые впечатления. Но без них писать невозможно.
— Ну и напоследок… Какой, извините, у жизни смысл?
— Никакого. И это прекрасно, потому что это даёт нам свободу. Нет никакого единого предписанного и прописанного каждому смысла жизни. Каждый волен изобрести его для себя и быть счастлив, проживая свою собственную жизнь в соответствии со своим собственным смыслом. Смысл моей жизни – в развитии. А смысл своей придумайте себе сами.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика