Юлия Кузнецова: «Книга остаётся книгой даже в царствование Интернета»
Юлия Кузнецова — настоящий детский автор. У неё отлично получается понимать детей и писать для них — возможно, потому что она хорошая мама. А может, это оттого, что Юлия сама начала писать ещё со школьной скамьи… Сегодня писательница Юлия Кузнецова в гостях у нашего литературного портала
— Юлия, пожалуйста, расскажите о себе.
— Я родилась и выросла в Москве, мои родители — инженеры транспорта. Училась в обычной московской школе, а потом поступила в МГУ им. Ломоносова и закончила филологический факультет.
— Что читали в юности? На каких книгах «росли»? Кто были ваши любимые герои? Вы воспитывались в читающей семье?
— Да, у меня читающая семья, помню обоих родителей с книгой в руках. Читать разрешалось даже за столом, конечно, при условии, если ешь не с кем-то, а один. Моими любимыми героинями были Сашенька Яновская из книги «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн, храбрая Динка, героиня одноимённого романа Валентины Осеевой, а ещё Ронни из «Ронни, дочь разбойника» Астрид Линдгрен.
— Как началась ваша литературная биография?
— Моя литературная биография началась с письма Дины Крупской, главного редактора детского литературного журнала «Кукумбер». В нём было вот что: «Юль, а «Право выбора» я, пожалуй, возьму». Речь идёт о рассказе, в котором мальчик размышляет о том, что такое право выбора, и этот рассказ стал моим первым произведением, которое напечатали.
— Что необходимо, чтобы быть настоящим детским писателем?
— Необходимо уметь совмещать в тексте две точки зрения: детскую и взрослую. Без детской точки зрения выйдет взрослая книга, а без взрослой — неудачная детская.
— Трудно ли писать для детей?
— В целом «писать для детей» — это то же самое, что «писать в принципе». Иногда трудно, но чаще всего мысли сами в голову лезут и просятся на бумагу.
— Кто из современных детских писателей вам симпатичен?
— Нина Дашевская, Тамара Михеева, Анна Игнатова, Дарья Вильке, Наталья Волкова, Дина Сабитова, Екатерина Мурашова, Марина Аромштам, Анастасия Орлова, Аделия Амраева… Много!
— Чего и насколько, по-вашему, сегодня не хватает детской литературе?
— Не устану повторять, что детской литературе не хватает книг для тех, кто только начал читать. С хорошими иллюстрациями, крупным шрифтом и, главное, захватывающими историями. Для домашнего пользования я сама сочиняю такие тексты. Но иногда хочется купить что-то готовое!
— А литературе вообще?
— Мне кажется, не хватает работы критиков. Точнее, какой-то платформы, где критики могли бы собраться и покритиковать современные книги, проанализировать разные стили и направления.
— Что в наши дни означает фраза «состоялся как писатель»? Как начинающей писательнице «пробиться», стать знаменитостью, стать «раскупаемой»? И какие сегодня существуют «рычаги» для продвижения творческой карьеры?
— Это всё какие-то сложные вопросы. «Состоялся как писатель» особенно. Могу сказать только, ориентируясь на свой опыт и опыт друзей: большинство ждут выхода первой книги. После неё, на мой взгляд, человек уже может попробовать назвать себя писателем. Но это очень расплывчатый критерий. Есть талантливые люди, которые пишут, но у которых по разным причинам первой книги пока не случилось. Как «пробиться»… Мне кажется, нужно проявить терпение. Другого «рычага» не существует.
— Легко ли нынче издаваться? Да и надо ли, если есть такая замечательная вещь, как интернет?
— Книга остаётся книгой, даже в царствование Интернета. Для меня, по крайней мере. Люблю бумагу, ничего не могу с собой поделать. Издаваться нелегко. Потому что, даже если твою книгу приняли и напечатали, привезли в магазин и продают, нужно иметь определённое мужество, чтобы осознавать: то, о чём ты мечтал, теперь известно всем. Ну или хотя бы редактору и художнику.
— Каким вы видите будущее русской литературы? Как по-вашему, сегодня она переживает период подъёма, или наоборот?
— Наверное, всем кажется, что они живут именно в эпоху подъёма литературы. Иначе как-то обесценивается время. В каждой эпохе свои герои. Рада, что они у нас есть.
— Какую из своих книг вы считаете самой удачной? Как родилась её идея? Когда начали её писать, думали ли вы, что её ждёт такой успех?
— Моя самая удачная книга — это, конечно, не написанная. Та, которую я ношу в сердце. Та, которая не даёт мне спать по ночам. Её, конечно, ждёт огромный успех. Она завоюет мир. Ну или хотя бы понравится моей маме, что непросто.
— Какие книги нужны в школьной программе, а какие вы бы категорически туда не допустили?
— В школьной программе нужны книги о современных детях. А не пустила бы туда книги, написанные плохим языком. Дети и без таких книг любят выкрутить языку руки и подвесить его вверх тормашками. Зачем же им ещё и пособие по этому делу предлагать…
— Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе?
— В детской литературе — не стоит. А взрослая вольна выбирать.
— Как литератор что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, даже элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В российских школах всё чаще попадаются с трудом грамотные учителя. С этим можно что-то сделать?
— Можно попытаться стать грамотным самому и научить этому своих детей. Грамотность изложения своих мыслей в наше время ценится не меньше, чем планшет. Если человек пишет без ошибок, а также корректно и вежливо поправляет других, к нему особое отношение. На него хочется равняться. Может, я идеализирую, но мне всегда хочется. Моим друзьям тоже.
— Если бы случилось чудо, и вы вновь вернулись в свои тринадцать лет, что бы вы себе пожелали?
— Я бы сказала себе «Держись! Скоро начнётся самое интересное!».
— Можно ли нынче «прокормиться» литературой? Обеспечивает ли она вам достойную жизнь?
— Достойность моей жизни не измеряется в том, чем я кормлюсь. Я считаю, что прожила неплохой день, если удалось кого-то примирить, кого-то взбодрить, кому-то хорошую книжку прочитать вслух, что-то интересное подметить и записать в блокнот. Ну и когда ребёнок из школы довольный приходит. Вот тогда моя жизнь — вполне достойная.
— Авторское право и интернет — как вы относитесь к этому вопросу?
— Я не слишком волнуюсь, если тексты «утекают» в Интернет, но всегда следую принципам того издательства, которое опубликовало книгу. Если издательству не нравится такой поворот, боремся. Если факт «утечки» никого не расстраивает — на здоровье!
— Если бы вы могли выбирать любую точку земного шара, куда бы вы, не задумываясь, отправились в путешествие?
— В Исландию. Но только не в такой мороз!
— Что вы сейчас читаете?
— Книгу «Родная речь» Петра Вайля и Александра Гениса.
— Что вы сейчас пишете?
— Повесть о первой работе. Погружаться в прошлое чрезвычайно увлекательно.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА