Третье, и последнее человечество
Название книги: Третье человечество
Издательство: РИПОЛ классик
Год издания: 2013
«Третье человечество» — начало очередной серии романов Бернарда Вебера. На этот раз речь будет идти об эволюционном процессе, нацеленном на совершенствование человека и на его тотальное единство с природой. Но прежде чем говорить о книге, нужно задаться вопросом: а есть ли смысл в подобной литературе? Конечно, смысл есть, но не в том ключе, который представляет автор читателю.
Нельзя сказать, что сюжет этой книги скучен и плох: события развиваются от теории до реального результата. Итак, учёный в ходе экспедиции в Антарктиду находит нечто, способное перевернуть мир с ног на голову, а заодно и всю историю человечества. Другие учёные выдвигают научные проекты, которые смело можно назвать «игрой в Бога». Политики берут это под свой контроль, обеспечивают осуществление и воплощение лучших проектов в жизнь, и так, общими усилиями, они добиваются реального результата, проходя через эпидемии и стихийные бедствия. Открытием стала новая искусственная цивилизация, главной идейной содержательной которой стало спасение и сохранение человечества. Кроме как физическими параметрами они от homo sapiens ничем не отличаются, но им в итоге навязываются нравственная мораль, религия и власть, — впрочем, всё как у людей. Но есть и другая сторона сюжета, а именно – Планета, но не как глыба, рассекающая космические пространства, а как личность, наделённая чувствами и интеллектом, и в том числе способностью ощущать боль. Она рассказывает о том, как ей пришлось страдать из-за опасности извне, развивающейся флоры и фауны и от научно-технического прогресса, она оказывается способной направить существующую на ней жизнь в нужное русло, а порой и прибегает к ответному удару, когда эта самая жизнь ей пытается навредить. Но если «человеческие» герои вышли у автора более или менее способными на различные эмоциональные состояния, то образ Планеты выглядит сырым и непродуманным и способен говорить только о собственных неудачах и провалах.
На мой взгляд, неоднозначное мнение вызывает и жанр книги, а если быть точным, то в целом её отношение к научной фантастике. Обилие научных неточностей, не укладывающихся в логику описываемых событий, наравне с обилием научных фактов — при этом не самых поражающих фантазию читателя — накладывает свой весомый отпечаток: «Третье человечество» имеет отношение к научной фантастике только номинальное, но никак не фактическое. Получается совсем не серьёзная книга о серьезной проблеме, а вольная фантазия на тему «а что если?» Впрочем, в этом есть свой смысл: в ходе всех сюжетных поворотов автор пытается показать читателю нас самих, общество, со стороны, только в уменьшенном, лабораторном варианте. И если сравнивать задумку книги и её исполнение, то задумка «победила», а исполнение не вызывает ничего, кроме экзистенциального равнодушия.
Хотя Вебер и считается одним из самых читаемых французских писателей, его книги издаются огромными тиражами и переводятся на 30 языков, да и сам автор в своей биографии утверждает, что прошёл через непризнание его как писателя-фантаста, нельзя однозначно сказать, что его романы претендуют на звание интеллектуальной литературы. Когда-то его идея была интересна своей новизной и остротой вопроса, но среди культурной элиты он так и остался персоной non—grata, а сегодня и среднестатистический читатель начинает терять интерес к нему. Последнее можно полноценно оправдать тем, что у читателя возникает чувство, будто его где-то сильно обманули, а особенно с «Третьим человечеством»: роман наполнен извечными повторами и возвратам к прошлым книгам.
В общем, нельзя ожидать от художественной литературы, которая пытается поставить под сомнение саму древность с незыблемостью пирамид, чего-либо грандиозного. Ожидания в любом случае не оправдаются, особенно, если это еще один роман со штампом «Бернард Вебер».
Юлия КОРЗИНКИНА