Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков опубликовал в журнале «Русский пионер» стихотворение «Чужая весна»
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выпустит сборник стихотворений, написанных во время тюремного заключения. Книга «Тетрадь в клетку» появится в продаже в первых числах апреля
В словарь Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН добавлены слова «коптер», «почтомат» и «фотовидеофиксация»
В Израиле в новой версии сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц ради гендерного равенства стал принцессой. Книга получила название «Маленькая принцесса»
В Литве захотели переименовать Литературный музей Пушкина в Музей-усадьбу Маркучяй

Третье, и последнее человечество

Автор книги: Бернард Вебер
Название книги: Третье человечество
Издательство: РИПОЛ классик
Год издания: 2013

«Третье человечество» — начало очередной серии романов Бернарда Вебера. На этот раз речь будет идти об эволюционном процессе, нацеленном на совершенствование человека и на его тотальное единство с природой. Но прежде чем говорить о книге, нужно задаться вопросом: а есть ли смысл в подобной литературе? Конечно, смысл есть, но не в том ключе, который представляет автор читателю.

Нельзя сказать, что сюжет этой книги скучен и плох: события развиваются от теории до реального результата. Итак, учёный в ходе экспедиции в Антарктиду находит нечто, способное перевернуть мир с ног на голову, а заодно и всю историю человечества. Другие учёные выдвигают научные проекты, которые смело можно назвать «игрой в Бога». Политики берут это под свой контроль, обеспечивают осуществление и воплощение лучших проектов в жизнь, и так, общими усилиями, они добиваются реального результата, проходя через эпидемии и стихийные бедствия. Открытием стала новая искусственная цивилизация, главной идейной содержательной которой стало спасение и сохранение человечества. Кроме как физическими параметрами они от homo sapiens ничем не отличаются, но им в итоге навязываются нравственная мораль, религия и власть, — впрочем, всё как у людей. Но есть и другая сторона сюжета, а именно – Планета, но не как глыба, рассекающая космические пространства, а как личность, наделённая чувствами и интеллектом, и в том числе способностью ощущать боль. Она рассказывает о том, как ей пришлось страдать из-за опасности извне, развивающейся флоры и фауны и от научно-технического прогресса, она оказывается способной направить существующую на ней жизнь в нужное русло, а порой и прибегает к ответному удару, когда эта самая жизнь ей пытается навредить. Но если «человеческие» герои вышли у автора более или менее способными на различные эмоциональные состояния, то образ Планеты выглядит сырым и непродуманным и способен говорить только о собственных неудачах и провалах.

На мой взгляд, неоднозначное мнение вызывает и жанр книги, а если быть точным, то в целом её отношение к научной фантастике. Обилие научных неточностей, не укладывающихся в логику описываемых событий, наравне с обилием научных фактов — при этом не самых поражающих фантазию читателя — накладывает свой весомый отпечаток: «Третье человечество» имеет отношение к научной фантастике только номинальное, но никак не фактическое. Получается совсем не серьёзная книга о серьезной проблеме, а вольная фантазия на тему «а что если?» Впрочем, в этом есть свой смысл: в ходе всех сюжетных поворотов автор пытается показать читателю нас самих, общество, со стороны, только в уменьшенном, лабораторном варианте. И если сравнивать задумку книги и её исполнение, то задумка «победила», а исполнение не вызывает ничего, кроме экзистенциального равнодушия.

Хотя Вебер и считается одним из самых читаемых французских писателей, его книги издаются огромными тиражами и переводятся на 30 языков, да и сам автор в своей биографии утверждает, что прошёл через непризнание его как писателя-фантаста, нельзя однозначно сказать, что его романы претендуют на звание интеллектуальной литературы. Когда-то его идея была интересна своей новизной и остротой вопроса, но среди культурной элиты он так и остался персоной nongrata, а сегодня и среднестатистический читатель начинает терять интерес к нему. Последнее можно полноценно оправдать тем, что у читателя возникает чувство, будто его где-то сильно обманули, а особенно с «Третьим человечеством»: роман наполнен извечными повторами и возвратам к прошлым книгам.

В общем, нельзя ожидать от художественной литературы, которая пытается поставить под сомнение саму древность с незыблемостью пирамид, чего-либо грандиозного. Ожидания в любом случае не оправдаются, особенно, если это еще один роман со штампом «Бернард Вебер».

 Юлия КОРЗИНКИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео на «Пиши-Читай»

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

В Петербурге с третьей попытки установили памятник Сергею Довлатову

До этого презентованный общественности монумент пришлось демонтировать для доделки.

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

Популярные писатели вернули моду на устное чтение (ВИДЕО)

В «Гоголь-центре» завершился 21-й сезон «БеспринцЫпных чтений». Этот проект — один из самых странных на…

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Певец Алекс Дэй благодаря Гарри Поттеру сам стал немножечко магом

Рэпер из Британии прославился тем, что в одной песне использовал практически все заклинания из саги…

Яндекс.Метрика